В Третьяковской галерее открылась выставка Натальи Северцовой, чье творчество только начинает открываться широкой публике. Героями ее работ были простые жители Коктебеля и знаменитые художники, музыканты и поэты 60-х годов ХХ века.
Творчество Натальи Северцовой было высоким любительством. Она нигде не обучалась живописи. Более того, взялась за кисть в довольно зрелом возрасте. Однако природное дарование и славное окружение сделали свое дело. Несмотря на некоторые огрехи в живописи, ее картинами интересовались именитые гости дома в Коктебеле, хозяйкой которого были Наталья Северцова и ее муж, известный искусствовед Александр Габричевский.
Говорит племянница художницы и нынешний владелец ее работ Ольга Северцова: «Ее невероятно ценили очень крупные художники, как старшего поколения, так и младшего. Ее любил Волошин, ее любила Остроумова-Лебедева, Фальк. Натан Альтман всегда спрашивал: "Наташа, что вы еще сделали?" Когда она приезжала из Крыма, то — у нас такие большие шкафы — она выставляла просто в комнате все эти вещи. Люди просто звонили, приходили: "Наташа, мы хотим посмотреть"».
Тем, кто устал от пасмурной московской погоды, есть смысл сейчас сходить в Третьяковку. Наталья Северцова не признавала тусклых красок. Обычное рыбацкое застолье для нее — это праздник на солнечной стороне улицы. Художница никогда не писала с натуры — всегда по воспоминаниям.
«Вон там картина "Рыбаки", "Шалман" или "Никто никому не грубит". Она могла идти мимо, и эти же люди весело зазывали ее к себе за столик. Она там садилась, болтала с ними. Никогда дистанции не было», — говорит Ольга Северцова.
Как сообщает куратор выставки Полина Лобачевская, Наталья Северцова оставила и целую портретную галерею знаменитостей: «Пожалуйста, начнем с лауреата Нобелевской премии Бродского».
— Совсем молоденький.
— Да, совсем молоденький. Здесь еще он есть на одной картине, которую вы увидите внутри дома в интерьере. Нейгауз, основатель пианистической московской школы, Мирель Шагинян, дочка известной писательницы Шагинян, сама художник, Шервинский, переводчик, поэт.
Разглядывая портреты, безошибочно угадываешь — все они тоже написаны под жарким крымским небом. И, хотя устроители выставки категорически против этого термина, все-таки слово «примитивизм» непременно всплывает в памяти.