Ссылки для упрощенного доступа

Предвыборная кампания в Грузии. Миллион за гражданскую позицию


Ирина Лагунина: Ни одна предвыборная кампания в Грузии не проходила столь драматично. Нынешняя лидирует по объему и содержанию компрометирующих материалов, которыми обмениваются лидирующие кандидаты. На этой неделе бизнесмен Бадри Патаркацишвили обвинил грузинские власти в организации покушения на его жизнь и предоставил записи тайных переговоров, власти же в ответ заявили, что Патаркацишвили готовит государственный переворот и тоже обнародовали тайные записи. С представителями обеих сторон беседовал Андрей Бабицкий.



Андрей Бабицкий: В эти выходные грузинский бизнесмен, один из кандидатов на пост президента, Бадри Патаркацишвили предоставил в распоряжение влиятельной английской газеты "Санди Таймс" запись переговоров между высокопоставленным сотрудником Министерства внутренних дел Грузии Гией Дгебуадзе и чеченским боевиком Увайсом Ахмадовым, а также видеозаявление самого Ахмадова. На пленке, которая была сделана в июле прошлого года, Дгебуадзе просит Ахмадова организовать убийство Патаркацишвили. Устранение бизнесмена должно быть спланировано таким образом, чтобы в его подготовке можно было обвинить Россию. Дгебуадзе говорить о двух вариантах покушения: Патаркацишвили следует убрать либо в Лондоне, либо в собственном вертолете, когда тут будет совершать очередной полет в Батуми.


Сам Увайс Ахмадов, разыскиваемый в России за похищение людей и убийства, в отдельном заявлении объясняет, что запись переговоров сделал лично он. Он хотел отомстить властям Грузии за то, что пять лет назад в Панкисском ущелье они убили пять его человек, а впоследствии передали России одного из ближайших его сподвижников.


В воскресенье грузинская прокуратура в ответ обнародовала свой компромат. На государственных телеканалах была распространена тайная видеозапись переговоров между начальником штаба Патаркацишвили Валерием Гелбахиани и директором специального оперативного департамента МВД Ираклием Кодуа. На встрече идет разговор о том, что во время массовых акций протеста оппозиции по поводу фальсификации на выборах Кодуа должен подтвердить факт нарушений и арестовать министра внутренних дел Мерабишвили. За это Патаркацишвили предложил Кодуа 100 миллионов долларов. Как стало ясно, чиновник в ходе этих переговоров действовал по заданию руководства МВД и, сделав запись за границей, привез ее в Тбилиси, чтобы обнародовать.


Я связался с главным действующим лицом обеих историй, кандидатом в президенты Грузии Бадри Патаркацишвили.


Намерены ли вы настаивать на расследовании обстоятельств организации покушения на вас?



Бадри Патаркацишвили: Я уже попросил своих грузинских адвокатов и зарубежных адвокатов для того, чтобы они подавали все нужные иски. Естественно, смешно было бы думать, что я могу доверять в данном случае грузинской прокуратуре или правоохранительным органам.



Андрей Бабицкий: Что касается записи, обнародованной властями Грузии, на которой начальник вашего предвыборного штаба якобы договаривается с грузинским чиновником об организации государственного переворота после выборов, это правда? Как вы прокомментируете?



Бадри Патаркацишвили: Я не хочу это комментировать, потому что я не в курсе, что там произошло и как. Я могу сказать вам то, что я знаю. Я знаю следующее, что господин Гелбахиани сказал мне, что вот этот Кодуа хочет со мной встретиться на тему фальсификации выборов и на тему, как ему, этому Кодуа, заработать деньги, и он готов как бы организовать раскрытие преступления, которое называется "фальсификация выборов". У меня была информация о том, что ему будет поручено вбросить на выборах два грузовика бюллетеней (фальшивых, настоящих - непонятно), и за это он просил, чтобы то, что он разоблачит и арестует своего министра, за это просил большие деньги. Мы с ним переговорили, и я сказал, что ради того, чтобы не пострадал народ, ради того, чтобы мы не получили 91-й год в Грузии, ради того, чтобы никто не начал стрелять, убивать и так далее, я готов за его гражданскую позицию, так, чтобы никто не знал, заплатить деньги.



Андрей Бабицкий: Член парламентского большинства, председатель комитетапо евроинтеграции Нина Накашидзе, с которой я говорил по телефону, считает, что опубликованный грузинскими властями компромат нанес непоправимый ущерб репутации Патаркацишвили. И его шансы получить сколько-нибудь приемлемый результат на выборах сегодня равны нулю.



Нина Накашидзе: В течение последнего времени все время идет такая подготовка населения к тому, что выборы будут фальсифицированы и что результаты выборов нужно будет обязательно опровергнуть и опротестовать 6 января. Мы знаем, что Бадри Патаркацишвили, который был создателем этого плана, имел определенные планы в отношении того, чтобы спровоцировать 6 числа массовые беспорядки, что могло привести к плачевным результатам, естественно. Поэтому грузинская прокуратура опубликовала этот материал, которые они смогли получить, в котором явно видно, что планировался заговор.



Андрей Бабицкий: Есть какие-либо зримые свидетельства того, что после обнародования пленки люди стали отворачиваться от Патаркацишвили?



Нина Накашидзе: Телевидение «Имеди», основателем которого и владельцем является Бадри Патаркацишвили, массово покидают журналисты, операторы, пишут заявление, не хотят больше служить на телевидении, которое изначально направлено для того, чтобы в государстве были массовые беспорядки и государственный переворот.



Андрей Бабицкий: И сам Патаркацишвили опубликовал компромат о том, что грузинские власти пытались организовать его убийство, и никакого ответа со стороны прокуратуры не последовало до сих пор.



Нина Накашидзе: Дело в том, что материал, опубликованный Бадри Патаркацишвили, очень похож на фальшивку. Потому что человек, который там дает показания, сидит спиной. Я первый раз слышу случай, когда профессиональный киллер, которому кого-то заказали, вдруг в нем проснется совесть и он признается принародно в том, что он этого делать не будет. А тот материл, который опубликовала прокуратура, он очень явный, очень четкий, там все сказано прямым текстом. И я думаю, что любой, кто прослушает оба материала, может сделать правильные и соответствующие выводы.



Андрей Бабицкий: Может ли, на ваш взгляд, Бадри Патаркацишвили быть лишен статуса кандидата на основании компрометирующих его данных?



Нина Накашидзе: Согласно грузинскому законодательству, на данном этапе он является кандидатом в президенты и обладает определенным иммунитетом. Снять этот иммунитет может только Центральная избирательная комиссия. Что касается двух других участников, то на них дело уже начато, возможно после выборов, после того как у Патаркацишвили будет снять иммунитет, на него как на фигуранта будет открыто дело. Но в любом случае Бадри Патаркацишвили не имеет никаких шансов пройти в президенты Грузии. В свое время у российских властей был Борис Березовский, и Бадри Патаркацишвили, который попытался тот же сценарий проиграть в Грузии. В том разговоре, который записан, он говорит, что «у меня в Грузии облик доброго дедушки, а вы спросите, какая у меня репутация в России. Я все могу». Я думаю, что такого типа политики не нужны ни одной стране.



Андрей Бабицкий: Война компроматов в Грузии продолжается и, похоже, вредит всем участникам предвыборного процесса. Настроения избирателей, как сказал мне сегодня один грузинский журналист, можно выразить формулой: чума на оба ваши дома.


XS
SM
MD
LG