Ссылки для упрощенного доступа

Цены на продукты питания. Росли, растут и будут расти. Итоги года в экономике


Ирина Лагунина: Общий рост цен в России в 2007 году, как минимум, в полтора раза превысил все прогнозы. Но даже он оказался ниже роста цен на продовольствие. К концу декабря и правительство признало: дальнейшего подорожания в 2008 году продуктов и бензина избежать вряд ли удастся. Тему продолжит Сергей Сенинский.



Сергей Сенинский: В начале июля, когда в России уже появилось зерно нового урожая, цены на него по-прежнему продолжали расти. Называли две главных причины. Исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов:



Андрей Сизов: Основная причина - действительно высокие мировые цены на зерно. Это - внешний фактор. Внутренний фактор – это малые запасы зерна на начало сезона, рекордно низкие, как минимум, за последние пять лет.



Сергей Сенинский: Сезонные факторы – например, засуха в отдельных регионах мира или, наоборот, избыток дождей, как и холодная погода, - проявлялись всегда. И последние несколько лет не стали исключением...


Тем не менее, цены на многие виды зерна за это время повысились в 2-3 раза и продолжают расти высокими темпами.


Речь идет о взаимосвязи региональных рынков, а также о явлении, которое экономисты называют «неэластичностью» спроса, когда он мало зависит от колебаний цен, говорит руководитель сельскохозяйственного отдела исследовательского института IFO в Мюнхене Манфред Шёпе.



Манфред Шёпе: Цены мирового рынка зависят от многих региональных факторов и могут сильно разниться. Причем в странах, закупающих зерно, цены могут быть в несколько раз выше, чем в странах-поставщиках. Например, в Европе с осени прошлого года цены на зерно выросли в среднем на 50%. Но и такое повышение – не столь драматично: в предыдущие годы при тогдашних ценах фермеры едва покрывали собственные расходы, связанные с производством зерна.



Сергей Сенинский: Во многих странах мира нынешний стремительный рост цен на зерно и последующие продукты во многом связывают с бумом производства биотоплива – биоэтанола, который добавляют в обычный бензин, и биодизеля. Соответственно, сельскохозяйственного сырья, идущего на его производство – пшеницы, ячменя, кукурузы или рапса, может не хватать для всего остального...


Из Вашингтона – старший экономист Американской федерации фермерских бюро Тэрри Фрэнсел:



Тэрри Фрэнсел: Часть урожая кукурузы, идущей в США на производство этанола, еще 2-3 года назад была менее 10%. Сегодня – почти 20%. А уже в 2008 году составит 25-30%.


Правда, американские фермеры быстро отреагировали на повышение цен на кукурузу и только в этом году расширили её посевы почти на 20%. И только за последний месяц цены на кукурузу в США заметно снизились.


Но вообще доля кукурузы в цене конечных продуктов из неё или с её использованием совсем незначительна: в кукурузных хлопьях, скажем, - считанные проценты. Гораздо больших затрат требуют второстепенные операции – расфасовка, наклеивание этикеток, упаковка ящиков, их доставка на склады...



Сергей Сенинский: Доля исходного сырья в цене конечных продуктов питания действительно сильно разнится, поэтому далеко не всегда может считаться для них определяющей, напоминает Андрей Сизов, аналитический центр «Совэкон»:



Андрей Сизов: Если говорить о себестоимости, действительно, в большинстве случаев напрямую стоимость зерна и стоимость конечных продуктов связывать нельзя. Скажем, по такому важному социальному продукту как хлеб - стоимость зерна в цене хлеба составляет 20-30%. Для растительного масла стоимость в нем самих масличных - 30-40%. В мясе стоимость зерна может составлять от 50-60% и даже до 70%.



Сергей Сенинский: В октябре в России «заморозили» цены на самые значимые продукты питания. Но уже через два месяца рост цен на них превысил темпы продовольственной инфляции до «замораживания». Сам по себе такой инструмент как прямое регулирование цен на продовольствие в практике развитых стран мира давно не применяется, говорит Манфред Шёпе:



Манфред Шёпе: В Германии цены на продукты питания никак не регулируются. А выделение некоторых товаров в категорию «социально значимых», как инструмент регулирования цен, существовало только до и во время войны, а также в годы послевоенной разрухи. По нынешнему законодательству Германии, ни одна инстанция - на федеральном или региональном уровне - не может оказывать никакого влияния на ценообразование. Все это кануло в Лету...



Сергей Сенинский: В отличие от Германии, в Соединенных Штатах подобные инструменты, хотя де-юре и существуют, на практике не применяются. Из Вашингтона – сотрудник исследовательского института CATO Том Фиери:



Том Фиери: В принципе существуют нормы законодательства, позволяющие властям «затормозить» рост цен, если они станут, так сказать, «несправедливыми». Другое дело – применяют ли их?


Даже в знаменитой программе президента Джонсона «Борьба с бедностью» не было и попыток регулировать цены на социально значимые товары. Вместо этого, чтобы помочь малоимущим, им выдавали талоны на продукты. Ну, а в последнее время в США все чаще звучат призывы остановить рост цен на бензин.


Но никто на это не решается - американцы научены собственным горьким опытом. В начале 70-ых годов прошлого века, когда в стране «заморозили» цены на бензин, его стали меньше производить, и возник реальный дефицит.


Другой пример. В 1971 году президент Никсон ввел контроль цен и зарплат в стране, пытаясь обуздать инфляцию. И что? Цены продолжали расти, а производство товаров сократилось - прилавки магазинов опустели. Люди были возмущены!..



Сергей Сенинский: Во многих странах мира в последние месяцы отмечен резкий рост цен на молочные продукты и те, которые производятся на основе молока – например, масло или сыры. Спрос на молоко во всем мире увеличится в этом году, по экспертным оценкам, примерно на 15%, а его производство – только на 10%. В самой России рост спроса на молоко в 2007 году оценивается экспертами отрасли в 8-9%, тогда как объем производства возрастет только на 3%. И в последнем квартале года, по данным Министерства экономического развития и торговли, оптовые цены на молоко выросли на 44%.


Из Мюнхена – Манфред Шёпе, исследовательский институт IFO:



Манфред Шёпе: Что касается ценообразования на молочные продукты, это, пожалуй, наиболее сложный рынок. Ведь речь идет, по сути, о разных концентратах из молока, которое проходит многоступенчатую обработку. Поэтому пачка сливочного масла и стоит гораздо больше, чем стаканчик йогурта. Да и самого молока для него нужно больше...


Кроме того, в последние годы значительно вырос спрос на молочные продукты во всем мире, особенно – в странах Юго-Восточной Азии, где раньше их роль в рационе была минимальной. А это привело к тому, что спрос на молочные продукты в последние годы опережал темпы роста их производства. Плюс к тому – подорожали энергоносители. Что это значит? В себестоимости производства одного литра свежего молока не менее 12% уже занимают расходы фермера только на топливо, не считая всех прочих издержек. А когда это молоко перевезут с фермы на молочный завод, чтобы сделать из него масло или сыр, доля энергозатрат в их себестоимости оказывается уже в разы большей.


Мы в своих прогнозах исходим из того, что в ближайшие годы спрос на мясо, яйца, молоко, а также на зерновые, которыми нужно кормить животных, будет возрастать...



Сергей Сенинский: Чтобы при возрастающем спросе на то же молоко цены на него не росли, его нужно больше производить. Другого выхода нет, напоминает руководитель одного из фермерских хозяйств в Псковской области Александр Конашенков:



Александр Конашенков: Цены на продукты будут все равно постепенно расти - нет у нас в стране такого рычага, который заставлял бы их сдерживаться. То есть нет достаточного количества производимых продуктов питания, и нет достаточно крупных производителей. Для сравнения - Псковскую области привести. Вот - Гдовский район, по поводу крупного рогатого скота: в 90-ом году было 16 тысяч голов, а сейчас - 1400, то есть 10 раз меньше.


Соответственно, настолько меньше и молока стало. Ему просто неоткуда взяться, этому молоку! Достаточно закрыть заграничные поставки, и уже сразу случится очень сильный дефицит по мясу, молоку.


И вот сейчас, когда коснулось повышение цен на заграничные продукты, оказалось, что у нас ничего и нет - вот отсюда и повышение. Хотя повышение - оно назревало давно, заграница - лишь косвенный фактор.



Сергей Сенинский: Общий объем продовольственного импорта в Россию – например, импорта мяса – остается весьма значительным. Аналитик финансовой корпорации «Уралсиб» Андрей Никитин:



Андрей Никитин: Россия пока не готова отказаться от импорта продукции животноводства. Отечественные переработчики предпочитают импортное мясо прежде всего из-за его более низкой стоимости, а также потому что оно более подготовлено к переработке. В настоящее время Россия импортирует порядка 40% потребляемого мяса птицы, 24% говядины и порядка 20% мяса свинины.



Сергей Сенинский: В 2007 году цены на зерно в мире выросли вдвое. При этом известно, что в среднем для производства 1 кг говядины необходимо 8 кг зерна. Чтобы получит 1 кг свинины требуется 2,5 кг зерна, а для 1 кг птицы – менее 1,5 кг. Дорожает не только зерно, но и практически все остальные сельскохозяйственные продукты.



Александр Никитин: Здесь прежде всего следует ожидать увеличения импорта свинины. Резкий рост цен на зерно привел к росту цен на комбикорма, которые выросли на 20-30% в России в этом году. Доля комбикормов в себестоимости мяса составляет порядка 50-70%. И эта ситуация может привести к тому, что до трети свиноводческих хозяйств России может уйти с рынка в случае, если они не смогут достаточно защитить себя от увеличения стоимости комбикормов. Такая же тенденция в целом справедлива и для сегмента производства мяса говядины, здесь также прослеживается тенденция к увеличению доли импорта. Что касается российской птицеводческой отрасли, то она, на наш взгляд, должна выдержать уровень цен. Доля зерна в структуре корма для птиц не превышает 25%, в отличие от первых двух.



Сергей Сенинский: За минувшие 30 лет – с 1974 по 2005 год – цены на продовольствие в мире снизились в среднем на 75%, сделав инвестиции в сельское хозяйство наименее привлекательными. Зато в последние два года они сразу отыграли почти все падение за три десятилетия. Но расширить любое сельскохозяйственное производство в одночасье невозможно, а нынешний спрос на продовольствие в разы опережает спрос 30-летней давности...


...Другой важнейший фактор общего роста потребительских цен – и далеко не только в России – подорожавшие в разы энергоносители. В 1998 году один баррель нефти стоил меньше 15 долларов, а сегодня, 9 лет спустя, - почти 100 долларов. Одной из причин высоких нынешних цен на нефть часто называли дешевеющий американский доллар – главную валюту практически всех сделок на нефтяном рынке. Это - лишь один из факторов, есть и более значимые, говорит директор Института мировой экономике в Килле, Германия, профессор Гернот Клеппер:



Гернот Клеппер: Низкий курс доллара – безусловно, один из факторов роста цен на нефть. Главные, долларовые доходы стран – экспортеров нефти падают, тогда как значительную часть своего импорта и других текущих расходов эти страны оплачивают в евро или иной валюте.


Но есть и более фундаментальные факторы. Например, элементарная нехватка мощностей по добыче сырья в мире или то, что нефтяные компании недостаточно инвестировали в последние годы в более эффективные технологии. Логика проста: спрос на нефть превышает её добычу – цены растут.



Сергей Сенинский: На баланс спроса и предложения нефти в мире сегодня оказывает влияние фактор, значимость которого еще до недавнего времени недооценивали, добавляет заведующий кафедрой мировой экономики университета города Дуйсбург, Германия, профессор Кристиан Вебер:



Кристиан Вебер: Слабый долларконечно, один из факторов, но - не главный. Решающим оказывается тот, который мы недооценивали в последние годы: стремительный рост экономик развивающихся стран – в первую очередь, Китая и Индии.


Своевременно не были освоены новые скважины, не созданы резервы. И вот результат: резервные мощности добычи нефти во всем мире, по нашим расчетам, все последние годы не превышали 1% общемировой добычи - это самый низкий показатель за всю историю нефтяной отрасли. По-моему, это – самая главная причина высоких цен на нефть...



Сергей Сенинский: 21 ноября цены на нефть достигли рекордного уровня – более 99 долларов за баррель. Но и это – еще не абсолютный рекорд всех времен, хотя уже очень близко к нему. Самой дорогой до сих пор (в пересчете на нынешние цены, разумеется, то есть с учетом многолетней инфляции) считается нефть в апреле 1980 года, спустя год после революции в Иране. Тогда один баррель стоил, в пересчете, почти 102 доллара!.. Это – расчеты Международного энергетического агентства. Но всего за 5 последующих лет – к 1986 году нефть подешевела сразу в 5 раз! – до 20 долларов – и оставалась примерно на этом уровне в течение 10-12 лет подряд.


Из Бостона, США – Кимберли Дюборд, сотрудник исследовательского центра Camridge Energy Research:



Кимберли Дюборд: Никто не знает, когда наступит некий поворотный момент. То есть когда цены на нефть окажутся уже настолько высокими, что спрос на нее начнет сокращаться.


На мой взгляд, цена барреля нефти превысит 100 долларов прежде, чем она начнет снижаться до 60 или хотя бы до 70-80 долларов. И если это снижение произойдет, то – не в самое ближайшее время. Пока, вероятнее всего, рост цен продолжится...



Кристиан Вебер: Я не исключаю, что, если предстоящая зима будет относительно теплой, нефть вновь будет стоить меньше 70долларов.


Теоретически, если замедляется темпы роста и мировой экономики в целом, и Китая и Индии – в частности, на рынке возникнут излишки нефти, и её цена снизится еще больше. Ведь себестоимость добычи нефти по-прежнему многократно ниже рыночных цен на неё...



Сергей Сенинский: Среднегодовая цена нефти в мире к 2010 году может быть на 12-13% выше, чем в 2006 году. Общемировой спрос на нефть будет расти на 1,3% в год, причем половина этого прироста придется всего на две страны – Китай и Индию. Таковы прогнозы Международного энергетического агентства. Тем не менее, отмечают его эксперты, к 2015 году нефть может подешеветь до 60 долларов за баррель в среднем, если считать в ценах 2006 года...


В России, добывающей сегодня нефти больше, чем любая другая страна мира, включая Саудовскую Аравию, розничные цены на бензин выросли в 2007 году, по официальным данным, примерно на 8%, тогда как оптовые – на 20%. При этом спрос и предложение бензина на внутреннем рынке в основном сбалансированы. Директор по развитию московского представительства международного аналитического агентства Argus Media Михаил Перфилов:



Михаил Перфилов: На сегодня объем производства моторного топлива в России в целом соответствует спросу на них. Другое дело, что спрос увеличивается. И, по мнению ряда нефтяных компаний, в какой-то момент рост спроса может обогнать рост переработки.


Пока у нас в целом спрос на бензин растет примерно на 4-5% в год, и переработка за последние два года тоже примерно росла на 4-5% в год...



Сергей Сенинский: Алексей Груздев, исследовательский центр «Кортес»:



Алексей Груздев: Осень этого года внесла некоторую коррекцию и привнесла тревогу. Дело вот в чем. Прирост производства бензина в 2006 году, по отношению к 2005, составил 7%. А в этом году, по итогам осени, мы можем ожидать в лучшем случае 2-3% прироста по отношению к уровню прошлого года.


Это замедление произошло в сентябре-октябре, когда производство упало на уровень, который ниже, чем в соответствующий период прошлого года. Это объясняется тем, что были достаточно серьезные плановые ремонты на многих нефтеперерабатывающих заводах, что и привело к такому сокращению производства.



Сергей Сенинский: В канун парламентских выборов в России были временно «заморожены» цены на некоторые виды продуктов питания, а также автомобильный бензин. Но уже через два месяца рост цен на продукты превысил существовавший до «заморозки». А в случае бензина рост розничных цен на бензоколонках в течение 2007 года в 2,5 раза отстал от роста оптовых цен на бензин...


XS
SM
MD
LG