Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Московский Дом скульптора ожидает захвата здания Фондом гуманитарного сотрудничества стран СНГ


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Виктор Нехезин : В Общественном культурном центре "Московский Дом скульптора" ожидают, что в любой момент их здание может быть захвачено новой структурой - Междгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества стран СНГ. Два дня назад фонд выставил охрану перед старинным особняком, который некогда был отреставрирован стараниями и на средства художников. Подробности этого конфликта в материале моей коллеги Лили Пальвелевой.



Лиля Пальвелева : 33 года назад московские художники отстояли обреченный на снос особняк в 1-м Спасоналивковском переулке и любовно отреставрировали его. Гром грянул в 2006 году - Дом скульптора признали федеральной собственностью, и с тех пор предпринимались неоднократные попытки выселения общественной организации. И вот новые поползновения, которые здесь не называют иначе, как «захватническими», а также «рейдерскими». Слово Александру Цигалю, известному скульптору и председателю Общественного совета Московского Дома скульптора.



Александр Цигаль : Позавчера пришло письмо от вновь созданного Комитета по культуре стран СНГ, руководит которым киргизский министр просвещения, а сопредседатель которого Михаил Ефимович Швыдкой, что дом полностью перешел в федеральную собственность, и они хотят на самых дружеских условиях, как написано в письме, осмотреть дом и все.



Лиля Пальвелева : Просто осмотреть?



Александр Цигаль : Да, осмотреть, как бы провести ревизию и посмотреть, что за дом.



Лиля Пальвелева : Что ж, особняк красивый, почему бы не посмотреть.



Александр Цигаль : Да, особняк действительно красивый. Ни Федеральное агентство, ни Министерство культуры никто не вложил в него ни одной копейки. Он был целиком и полностью восстановлен за счет Скульптурного фонда.



Лиля Пальвелева : Это общественная организация?



Александр Цигаль : Конечно, общественная организация.



Лиля Пальвелева : Не государственная.



Александр Цигаль : Причем, более того, вот этот особняк – это последняя в Москве бесплатная выставочная площадка для художников не только скульпторов. Там выставляются и живописцы, и графики, там проводятся музыкальные вечера.



Лиля Пальвелева : Бесплатная, значит, за аренду помещения те художники, которые выставляются, ничего не платят.



Александр Цигаль : Совершенно справедливо. Мало того, что те художники, которые там выставляются, ничего не платят, еще за лучшие работы года, за лучшие выставки года платится художникам, то есть дают художникам премии.



Лиля Пальвелева : Еще я знаю, что там показываются конкурсные работы для разного рода памятников.



Александр Цигаль : Да, и это.



Лиля Пальвелева : Был конкурс Мандельштама.



Александр Цигаль : Да.



Лиля Пальвелева : А на днях установили памятник Марине Цветаевой.



Александр Цигаль : Совершенно верно.



Лиля Пальвелева : Так вот 15 лет назад проекты этого памятника показывались тоже в этих стенах.



Александр Цигаль : Все это правильно. Ну, так вот. Я сегодня разговаривал с председателем МОСХа Казанским Иваном Павловичем. Ситуация развивалась таким образом. Директор Игорь Борисович созвонился с директором этого фонда. Они договорились о том, чтобы не устраивать склоки и попытаться найти какое-то компромиссное решение, встретиться после окончания каникул рождественских, и спокойно с этим вопросом разобраться и решить, чтобы не устраивать обычную практику, когда под субботу-воскресенье, когда не к кому обратиться, не кому помочь, особенно сейчас перед самыми праздниками, когда все, в общем, перестает действовать и работать. Короче, было объявлено, что если двери не откроют, то вызовут ОМОН, вскроют просто дом и все.


У нас много было по этому поводу встреч до того с Михаилом Ефимовичем Швыдким. Мы встречались с Иосифом Давыдовичем Кобзоном, пытались найти какое-то решение, кажется, какое-то компромиссное решение было найдено. Кобзон сказала, что он договорился со Швыдким о том, что полдома отходит этому фонду, а полдома остается за скульптурами. Но как вы видите, вот такая происходит ситуация. В общем, мы ждем, что сегодня ночью будет просто обычный захват дома.



Лиля Пальвелева : Господин Цигаль, объясните – этот фонд предполагает полностью занять это здание?



Александр Цигаль : Сегодняшний день говорит о том, что они полностью предполагают занять это здание.



Лиля Пальвелева : А что они предлагают скульпторам?



Александр Цигаль : Ничего они не предлагают вообще. В Федеральном агентстве сидит такая милая дома госпожа Иванова, которая сказал – вообще, это к вам отношения не имеет, это наша собственность, пошли вон. Любая подобная организация, которая ничего не сделала хорошего, которая не включает в себя никаких людей культуры, а включает неизвестно кого, сделана неизвестно зачем, хотя, в общем, мы догадываемся примерно для чего подобные фонды создаются…



Лиля Пальвелева : А для чего?



Александр Цигаль : Вообще-то, они бюджет пилят эти организации, как водится. Конечно, я не уверен, что этот фонд создан именно для этого. Может быть, именно этот фонд сделает очень много хорошего и прославит в веках и себя, и страны СНГ. Но что-то не сильно верится, если он начинает с того, что ворует чужое.



Лиля Пальвелева : А что скульпторы намерены теперь предпринимать?



Александр Цигаль : Мы намерены скульптуры лепить. Мы же другого ничего не умеем делать.



Лиля Пальвелева : Но вы будете это здание пытаться отстаивать все-таки?



Александр Цигаль : Мы будем пытаться отстоять, но мы же не можем выйти драться с ОМОНом. Мы обращались везде, куда только можно!



Лиля Пальвелева : Заявляет Александр Цигаль.



XS
SM
MD
LG