Ссылки для упрощенного доступа

Основные сюжеты русского интернета в 2007 году


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Кирилл Кобрин.



Марк Крутов: Мы продолжаем серию интервью, посвященных итогам 2007 года в разных сферах – от политики до культуры. Речь пойдет даже не столько о, собственно, итогах, сколько об основных сюжетах 2007-го. Очередная беседа из этой серии - моего коллеги Кирилла Кобрина с известным петербургским социальным историком и антропологом, деканом факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Ильей Утехиным. Речь пойдет о самых популярных сюжетах в русском интернете.



Кирилл Кобрин: Илья, какой с точки зрения антрополога, социального антрополога был главный сюжет 2007 года в России?



Илья Утехин: Таких сюжетов, наверное, было несколько. Но один из них, который привлек наибольшее внимание, и не только мое, а, собственно, людей, живущих в России, это поразительный успех так называемых социальных сетей Интернета и бурный рост одной из них, той, которая называется «Контакт». Нужно пояснить, наверное, для тех слушателей, которые сами не пользуются пока этой службой, настолько бурный, что, скорее всего, таких слушателей окажется не очень много. Речь идет о службах Всемирной сети, где люди могли бы общаться. Общее у таких сервисов состоит в том, что они призваны создавать и обслуживать связи между пользователями. То, что было до этого, предыдущий тренд во Всемирной сети – это сетевые дневники, то есть такие ресурсы, где контент создают пользователи, где пользователи самовыражаются, общаются между собой, и им предоставляется возможность выразить себя самым разнообразным образом. У каждого пользователя есть свой профиль. Многие слушатели, которые учились в советской школе, помнят, что в средней школе ученики распространяли такие анкеты – тетрадка, где на первой странице список вопросов, и там написано: «Твой любимый исполнитель. Качества в людях, которые ты больше всего любишь. Качества, которые ты больше всего ненавидишь…» - вот такие вот вещи. И, соответственно, заполнив такую анкету, можно было найти себе подобных по профилю, и это было очень ценным ресурсом. То есть более-менее подробная информация, подробная настолько, насколько фантазии хватает. И самое главное, что там был выдуманный псевдоним, как правило, я имею в виду блоги, а не анкету в школе. Вот для блогов был характерен фокус на контенте, самом разнообразном, и на изменчивой, манипулируемой личности.



Кирилл Кобрин: А как же изменилась ситуация в этих социальных сетях?



Илья Утехин: Оказывается, очевидно сегодня, в результате этого поразительного успеха социальных сетей, есть другие, более сильные и более притягательные вещи. Там, где виртуальная реальность служит не только фантазии, но и вооружает новыми средствами обычную, не фантазийную реальность. Вот многомиллионные сообщества, которые существуют уже давно на Западе, они используют более непосредственную связь с реальностью, реальной личностью, реальной личностью пользователя. Он там назван своим именем, чаще всего изображен своей фотографией, его адрес реален, как и многие другие данные. Вообще говоря, это изначально ресурсы, созданные для тех, кто связан уже в реальной жизни, принадлежностью с оффлайновой, реальной социальной системе, связанной с Интернетом.



Кирилл Кобрин: Можно ли сказать, что это своего рода тоска по реальности современного мира, где очень много всевозможных значений, явных, неявных, и человек в ней теряется.



Илья Утехин: Я бы сказал, что это расширение реальности, реального мира при помощи технических средств. В том смысле, что это расширение реальности не в сторону отрыва от реальности, а в сторону раскрытия того потенциала реальности, который для нас бы непонятен, пока для этого не было технических средств. И вот если мы посмотрим на какой-нибудь сайт, тифа «Фэйсбук», у которого каждый день 15 миллионов пользователей, сразу становится понятно, что люди не конструируют свою идентичность, свою личность из каких-то фантазийных моментов, а мы видим ровно то, из чего «сделаны мальчики». Помните, из чего сделаны девочки и из чего сделаны мальчики. То есть мы видим, что личность человека показывает через принадлежность к группе, биографическую прежде всего. Учился я тут-то, живу я тут-то, жил раньше тут-то, работаю тут, и интересы у меня такие. То есть тут речь про подделку или маску не идет. Основу сети личных дружб каждого пользователя составляют его реальные знакомые из реальной жизни, из оффлайна. Другое дело, что уже потом профили пользователей и система поиск создает возможности для новых знакомств. А у знакомых есть еще знакомые, и еще, и еще, и еще, круги.



Кирилл Кобрин: Одна из таких сетей – это «Одноклассники. ru ». В чем невероятная популярность в последние годы, последние 2-3 года этого ресурса? Все с невероятной ностальгией вспоминают советское и самое близкое постсоветское время.



Илья Утехин: Я думаю, что здесь есть момент ностальгии тоже, конечно, но общение – это базовая человеческая потребность, в каком-то смысле это подобно хлебу, воде, сексу. Чувство принадлежности к группе – тоже базовая человеческая потребность. И просто новые времена дают нам новые средства. Тот факт, что именно «Одноклассники» оказываются ресурсом… Есть такое понятие – «школьный галстук», оно пришло с Запада, но вообще принадлежность к той группе, в которой ты начинал учиться, особенно если в нескольких школах у тебя есть разные круги общения, возможность их найти для взрослого человека – это в каком-то смысле не то что возможность вернуться в детство, нет, но это возможность просто актуализировать свою биографию.


XS
SM
MD
LG