Ссылки для упрощенного доступа

В штате Айова проходят первичные выборы. Кто из кандидитов в президенты США имеет лучшие шансы?


Юрий Жигалкин
Юрий Жигалкин

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.

Андрей Шарый: Зачем нужны официальные предвыборные собрания, какова их роль в американской избирательной системе? Эти вопросы я задам сейчас моему коллеге, корреспонденту Радио Свобода в Нью-Йорке Юрию Жигалкину. Он в прямом эфире программы "Время Свободы".

Юрий, итак, чуть подробнее о том, что такое кокусы.

Юрий Жигалкин: Это явление очень любопытное и нехарактерное для американского избирательного процесса. Даже само название этих, по сути, партийных конференций экзотически звучащее "кокус". Кто-то ищет корни этого термина в греческом и латинском языках, другие же утверждают, что он заимствован первыми поселенцами из языка индейских племен. Там подобное слово означало совет старейшин. Так или иначе, современный кокус - это общественные собрания, на которых избираются делегаты на местные партийные конференции. Именно эти делегаты впоследствии и проголосуют за кандидата в партии. Но одновременно на этих собраниях проводятся голосования, на которых избиратели высказывают свое предпочтение относительно кандидата в президенты.

У республиканцев на этот раз все сравнительно просто. Каждый голосующий пишет на листе бумаги имя номинанта. На собраниях демократов идут эмоциональные дебаты, в конце концов, сторонники разных кандидатов собираются в группы и пытаются перетянуть к себе сомневающихся из других групп. Все это происходит в одном большом зале, обычно в церкви. Потом подсчитывается число сторонников каждого претендента на президентство. Процесс крайне необычный, но он отражает удивительную политическую активность жителей Айовы. Они, например, гордятся тем, что они считаются самыми политически активными американцами. Они считают, что голосование - их гражданский долг, и исправно ходят на многочисленные встречи с кандидатами, порой даже часами ожидая появления запаздывающих политиков.

Андрей Шарый: То, что вы говорите, подтверждает и беседа, которую сегодня я провел для Радио Свобода с сотрудницей нашей корпорации, американской журналисткой Эм-Джей Биэр, она из штата Айова, в котором ее семья живет уже более полувека. Впервые Джей наблюдала за политическими предвыборными дебатами в Айове в 1980 году, когда еще молоденькой девушкой получила право голоса. Я связался с коллегой, вернувшейся на несколько дней в родной штат. Давайте послушаем запись этой беседы.

Эм-Джей Биэр: Айова - это сельскохозяйственный штат на Среднем Западе, известный огромными плантациями кукурузы. Многие граждане штата - фермеры. Это довольно консервативный народ, но со своей позицией, и часто случается так, что независимые кандидаты здесь получают больше голосов, чем представители демократов или республиканцев. Уже более ста лет сохраняется традиция - Айова становится первым штатом, где проводятся официальные предвыборные собрания. Для жителей Айовы - это предмет огромной гордости, ведь Айова - маленький штат в самом центре страны, и о нем в мире известно не так-то много.

Андрей Шарый: Вы давно следите за американской внутренней политикой. Как-то изменилось отношение жителей Айовы к политическому процессу, к этим предвыборным собраниям?

Эм-Джей Биэр: Возросло ощущение политической ответственности за исход этого мероприятия как начала важного этапа избирательной компании во всех американских штатах. Поэтому к процессу выбора кандидатов в Айове относятся в высшей степени серьезно. Это, кстати, известно и самим кандидатам, которые за последний год провели в Айове немало времени - встречаясь с людьми, переходя буквально от двери к двери. То же самое касается избирателей: подавляющее большинство из них встречалось с кандидатами, да еще и по несколько раз, чтобы сформировать твердое политическое мнение. Я сама впервые принимала участие в предвыборных собраниях в 1980 году. Я тогда была старшеклассницей, только-только получившей право голоса. Я помню довольно долгие и жаркие дискуссии между избирателями, соседями или коллегами по работе, иногда - незнакомыми прежде людьми, которые старались перетянуть собеседников на свою сторону. Это, в общем, одно из высших форм проявления американской демократии - когда простые люди открыто и свободно выражают свое мнение, спорят, иногда меняют решение.

Андрей Шарый: Так было и тогда, в 1980 году, и теперь?

Эм-Джей Биэр: Ну конечно, политическая повестка дня здорово переменилась за минувшие почти три десятилетия. Да и штат стал другим. Количество фермеров в Айове уменьшилось, развиваются другие сферы экономики - скажем, тяжелая промышленность или страховой бизнес. Люди более профессионально судят о политике и политиках. Думаю, несколько увеличилось число сторонников независимых кандидатов , и немного выросли симпатии к демократам. Впрочем, и у республиканцев сильные позиции - вот уже много лет Айова выбирает своим сенатором республиканца.

Андрей Шарый: Я сейчас продолжаю беседу с моим коллегой, нью-йоркским корреспондентом нашего радио Юрием Жигалкиным.

Юрий, это только в штате Айова живут такие специальные, политически активные люди или все-таки происходящее на этих предвыборных официальных собраниях как-то отражает и политические пристрастия американцев и просто считается таким "запевом" традиционным предвыборной кампании?

Юрий Жигалкин: Насколько я понимаю, первое, что приходит в голову: такое отношение к выборам - свойство жителей все-таки небольших штатов. Что касается политических результатов подобных голосований, то они, я бы так сказал, двусмысленны. Не хотелось бы разочаровывать политически активных айовцев в день голосования, но, судя по всему, значение этого голосования прежде всего символическое. Я специально посмотрел данные о том, как жители штата голосовали за последнюю четверть века. Оказалось, что кандидаты, утвержденные в Айове, становились кандидатами в президенты от своих партий приблизительно в половине случаев. Айовцы смогли точно указать на будущего президента, победившего, естественно, на всеобщих выборах, лишь в четырех из 10 президентских выборах. Причем они отвергли в свое время Рональда Рейгана во время его первой успешной попытки борьбы за президентство и номинировали на второй срок исключительно непопулярного в то время Джимми Картера, провалившегося впоследствии на всеобщих выборах. Это, впрочем, не удивительно. Как сказала наша коллега, а поскольку она патриот штата, я думаю, она все-таки немножко преувеличила, Айова все-таки остается малонаселенным, в основном сельскохозяйственным штатом со своими особыми интересами и, я бы сказал, извините, провинциальной ментальностью. У айовцев ничтожное число голосов выборщиков во всеобщих президентских выборах, и поэтому основное внимание Айова привлекает лишь потому, что с нее начинается голосование. Победа здесь традиционно предоставляла трибуну для малоизвестных политиков, чтобы представить себя всей стране, ведь победить в Айове с ее несколькими сотнями тысяч избирателей гораздо проще, чем в большом населенном штате.

Андрей Шарый: 9-го числа будет новый "запев" предвыборной кампании - в штате Нью-Гэмпшир состоятся так называемые "праймериз". Это более серьезно?

Юрий Жигалкин: Да, праймериз обычно более серьезны. И интересно, что во время этой кампании кандидаты, судя по всему, действуют, исходя именно из этого тезиса: Айова не столь важна, как Нью-Гэмпшир. Например, известные всей стране республиканцы Джон Маккейн и Рудольф Джулиани бросили практически все свои начальные силы и средства на Нью-Гэмпшир и другие ключевые штаты, в то время как неожиданный лидер, республиканец Майк Хаккаби и Митт Ромни, потративший миллионы на агитацию в штате, активно до последней минуты встречались с избирателями. Этот кокус также важен для демократов. У них нет очевидного лидера и победа здесь поможет Хиллари Клинтон, традиционному фавориту, оторваться от преследователей, либо - в случае проигрыша - она может утерять ауру лидера.

XS
SM
MD
LG