Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Забота о вечном. Планы петербургских издателей на новый год


Издательские планы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук сосредоточены на работе с архивными материалами

Издательские планы Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук сосредоточены на работе с архивными материалами

Петербург всегда был городом литературным и продолжает оставаться таковым, несмотря на все сложности нового времени. Писатели, филологи и издатели немало сделали в прошлом году и уже успели составить планы на будущий — 2008-й год.


Понятно, что всю литературную жизнь Петербурга не охватить в одном обзоре. Такой задачи и нет. Кроме живущих здесь литераторов, кроме издательств, выпускающих книги и залов, где устраиваются литературные вечера, в городе есть уникальное явление — Пушкинский Дом, именем которого Александр Блок предлагал перекликаться в наступающем мраке. И есть толстые журналы, которые лучше, чем книжные прилавки, отражают литературный процесс. Без этих двух явлений, я полагаю, литературный Петербург представить нельзя. Тем более, что в 2008 году Пушкинский Дом собирается уделить самое серьезное внимание издательской деятельности.


Говорит директор Пушкинского Дома Всеволод Багно: «Сейчас у нас идут отчеты и я припоминаю свои юные аспирантские годы, это был самый любопытный момент, потому что ты можешь планировать свою жизнь на последующие годы. Для творческого человека не столь приятно осуществлять, как придумывать. Дай Бог, чтобы у всех получалась хотя бы часть того, что он придумал. Но придумывать всегда интересней. Отчеты произвели ошеломляющее впечатление. Каким образом может сделать столько маленький коллектив!»


— Что же самое ошеломляющее из того, что Пушкинский Дом собирается издать?
— Это второе издание Достоевского, которое все знают, знаменитый тридцатитомник, который издан был уже давно, а сейчас мы можем начать готовить второе издание. Не новое издание Достоевского, а, как минимум, второе издание и, как максимум, исправленное и дополненное, чтобы осуществить издание к великому юбилею Достоевского в 21-м году. Если мы начнем это лет через пять или десять — работу не сделать. Потому что не все, кто нас слушает, понимает, насколько трудоемка академическая работа. Издать десятитомник, даже уровня «Худлита» — на это много времени не понадобится. И коллектив маленький, и времени мало. Для того, чтобы сделать академическое издание, или сделать исправленное и дополненное, которое сделано было нашими великими предшественниками, нужно, как минимум, десять лет. Это я понимаю, несмотря на то, что я, к сожалению, не отношусь к числу текстологов, как многие из моих замечательных коллег. Недавно у нас был Ученый совет. Это была не наша инициатива, а инициатива Музея «Абрамцево» — первое академическое совместное издание, а на самом деле, проект более грандиозный, Аксаковых. Так что, как первая ласточка, это собрание академическое нашими силами, но при их поддержке и при привлечении людей со стороны — Бориса Федоровича Егорова, предположим, как председателя редколлегии, Сергея Тимофеевича Аксакова. Я очень рад, что это состоялось, это идея, которая осуществится. Я знаю своих коллег, которые этим заинтересовались, я хорошо и давно знаю Бориса Федоровича, мне чрезвычайно понравился директор музея. Такое сочетание музея и академического института, двух разного типа учреждений из двух разных мест России — блестящий пример. И это можно сделать очень небольшим коллективом, не отвлекая от других проектов сотрудников. У нас слишком много того, что еще не завершено и того, что еще просто не прозвучало. Мы, конечно, будем издавать уже и сами, если сможем, поскольку теперь Россия точно это может — и средства найти можно, и издательская база уже есть. Лет пятнадцать тому назад, когда Дмитрий Сергеевич Лихачев задумал факсимильное издание Рабочих тетрадей Пушкина, Россия не смогла бы это сделать одна. Понадобились деньги из Англии, издательская база — итальянская, материалы и высококлассная работа — моих коллег. Теперь это делается здесь, у нас есть несколько замечательных проектов факсимильных изданий. И Рукописного отдела, и Древлехранилища, и Музея. Факсимильный, как минимум, следующий цикл, который давно уже ждет осуществления — пушкинский, болдинский. Мне чрезвычайно дорог проект, это не факсимильное издание, это альбомы, но высокого качества, альбомы из нашего Фонограммархива — Русский Север. Первое, что на очереди, если это Древлехранилище, то это серия Русский Север и, по-моему, первыми должны быть подготовлены лицевой Апокалипсис и лицевое Евангелие. Те, кто знают наше Древлехранилище, знают, что это, в основном, библиотеки старообрядцев. То есть это Русский Север, где находили и до сих пор находят рукописи. Но, чаще всего — поздние. Но, если это лицевые, о которых мы говорим, то они красоты невиданной, и некоторые из них на меня, когда я увидел их впервые, произвели сильнейшее впечатление, потому что это некое предощущение, с точки зрения живописной, русского авангарда начала XX века.


Таким образом, Пушкинский Дом заботится о вечном. Литературный журнал «Звезда», в общем, забоится о том же, но, в несколько ином преломлении. О том, что будет напечатано в ближайшее время, говорит соредактор журнала Андрей Арьев: «Первый номер у нас традиционно открывается стихами, и так получилось, что в последние годы в каждом первом номере — один из самых известных современных поэтов Александр Кушнер. В этом же первом номере будет, тоже один из самых известных писателей наших, Даниил Гранин со своими воспоминаниями и размышлениями под названием "Листопад". Кроме этого, будет один из самых, по-моему, интересных в мире философов натуралистов Лорен Айзли. Будет напечатан его рассказ «Самый чудесный день в году». И еще будет напечатана очень интересная вещь, документальная, Евгении Мирославской-Маркон под названием "Автобиография перед расстрелом". Это действительно автобиография, рассказанная перед расстрелом во времена Соловков. Она была на Соловках. Поразительной судьбы человек. Она из очень интеллигентной дворянской семьи, принципиально в советские годы, чтобы не участвовать в строительстве социализма, пошла на путь криминальный — стала профессиональной воровкой. Вела себя совершенно независимо, но при этом занималась всяческой уголовщиной. Ее, в конце концов, приговорили к расстрелу там же, на Соловках, и она написала свою "Автобиографию перед расстрелом", поразительный документ».


— Правильно я понимаю, что при том, что явно остыл интерес к истории недавней, к лагерям, к репрессиям, «Звезда» методично, из номера в номер, продолжает эту историю публиковать, раскрывать?
— Да, потому что мы считаем, что ничто не устарело. Нужно знать, что были ликвидированы члены партий, которые были до революции, выпускники, скажем, Училища правоведения. То есть гражданское общество, которое существовало в России, было ликвидировано. И знать об этом, на наш взгляд, необходимо. А еще совершенно замечательная будет публикация рассказов так называемых истинно православных христиан. В советские времена, да и до сих пор, их называют представителями «катакомбной церкви». В катакомбы их вынудили уйти. Это последователи патриарха Тихона, которые категорически не принимали новую церковь, я уже не говорю об обновленцах, даже митрополита Сергия, который в 43-м году станет патриархом, ни советскую власть, ни колхозы — ничего. Прожили вот так, по правде, как им казалось, не подчиняясь никакому насилию. Разумеется, силы у них были невелики, потому что все они пошли по лагерям, по ссылкам. Мало кто из них выжил. Но, тем не менее, те, кто остались, они в 90-е годы рассказали просто на магнитофон о своих жизнях. Это совершенно потрясающая история, абсолютно безыскусная. А также, я думаю, что очень интересна будет всем нашим читателям большая публикация, я думаю, что всю первую половину года она у нас займет, публикация Игоря Ефимова под названием «Грядущий Аттила» — прошлое, настоящее и будущее международного терроризма. Это история всего терроризма во всем мире.


Наверное, Андрей Арьев прав, действительно, история и литература, литература и современность неотделимы — ни в Пушкинском Доме, ни в литературных журналах.


XS
SM
MD
LG