Ссылки для упрощенного доступа

Российские судьи обсуждают возможность интерактивного правосудия


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Марк Крутов: Российские судьи всерьез обсуждают возможность интерактивного правосудия, которое теперь, с внедрением специальной автоматизированной системы, представляется вполне реальной затеей. О том, как работает система ГАС «Правосудие» и когда можно будет судиться онлайн, наш корреспондент Марьяна Торочешникова расспросила генерального директора судебного департамента при Верховном суде РФ Александра Гусева.



Марьяна Торочешникова: В этом году судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации отмечает свое десятилетие. Это федеральное ведомство было создано в 1998 году для того, чтобы заниматься вопросами организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Финансирование судов, зарплата судей, подбор кадров, содержание зданий – все это находится в ведении судебного департамента. Сегодня у судей совсем не те проблемы, что были в конце 90-х, когда учреждался департамент, да и мы стали потихоньку забывать о временах, когда к исковому заявлению в суд необходимо было приложить конверты и марки, в судах их не было. Да что марок, писчей бумаги не было, а компьютер считался роскошью. Теперь судебный департамент может позволить себе строительство новых зданий, настоящий дворцов правосудия. Не меняется, пожалуй, лишь ситуация с загруженностью судей. И мало кого сегодня можно удивить рассказом о том, что в каком-то суде нарушаются процессуальные сроки рассмотрения дел, это происходит почти повсеместно. Неудивительно, когда 23 тысячи судей рассматривают по 13 миллионов дел в год.


Генеральный директор судебного департамента Александр Гусев рассказал о проекте, который если не совершит революцию в судопроизводстве, то, во всяком случае, позволит сделать работу судов более эффективной, скорой и открытой. Речь идет о реализующейся четвертый год системе ГАС «Правосудие», в рамках которой, в частности, предлагается провести эксперимент по введению в судах общей юрисдикции системы штрихового кодирования дел. Рассказывает Александр Гусев.



Александр Гусев: Оператор будет вводить необходимую информацию: уголовное это дело, гражданское или административное, это дело должно рассматриваться в апелляционной инстанции или в кассационной инстанции. И при получении дела судом через соответствующие аппараты будет считываться информация, чтобы убыстрить обработку. Я уже не говорю о том, что государственная автоматизированная система «Правосудие» будет, если можно так сказать, таким вот роботом, максимально облегчающим жизнь не только аппарата суда, не только работников аппаратов судов, но и судей. Аналогов этой системы в мире нет, я имею в виду в мире, подразумевая судебные системы всех стран мира. Это система, состоящая на первом этапе из 27 подсистем, число этих подсистем будет увеличиваться. Это и судебное делопроизводство, это и судебная статистика, это и финансы, и кадры, и видеоконференции, связь, сайты судов, банки судебных решений, где будет вся информация накапливаться об уже рассмотренных делах. Мы постараемся уже в течение 2-3 лет полностью завершить, и это будет такой информационный робот что ли, облегчающий жизнь судов и судей.



Марьяна Торочешникова: Это очень интересная идея, которая обсуждается много лет, но до сих пор непонятно, каким образом она будет работать в конечном счете. Судя по тому, что вы рассказали о системе ГАС «Правосудие», необходимая техническая база для тог, чтобы выкладывать все судебные решения в интернет, уже существует, но как в этом случае предлагается решать проблему раскрытия данных, связанных с личной жизнью участников судебных процессов?



Александр Гусев: Конечно, законодательное регулирование по этому вопросу нам требуется. Хотя сейчас мы обсуждаем вот такую возможность решения этой проблемы: пусть судья выносит свое судебное решение, публиковать или не публиковать это судебное решение. Потому что здесь, конечно, интересы стороны нужно учитывать. Например, гражданское дело, и одна из сторон говорит: «Я категорически против, чтобы публиковали, я не хочу, чтобы публиковали». Причем невозможно предугадать, какая – выигравшая или проигравшая – будет об этом говорить сторона, а может быть, и обе. То есть должен быть очень осторожный механизм публикации и формирования банка судебных решений, потому что это действительно касается охраны личной жизни граждан.



Марьяна Торочешникова: Может быть, пока вопрос этот окончательно не решен, все же имеет смысл обеспечить полным доступом к банку судебных решений хотя бы членов юридического сообщества – адвокатов и прокуроров, например?



Александр Гусев: Это делается и сейчас. И основная задача банка судебных решений – это все-таки возможность доступа к этой информации не только специалистов, но и любого гражданина. Я так скажу, что, в принципе, сейчас в судейском сообществе очень живо обсуждается и с большим интересом возможность так называемого интерактивного правосудия – рассмотрения дел без явки в суд. То есть человек подает заявление, не являясь в суд, его дело рассматривается, и потом через банк судебных решений он узнает о результатах рассмотрения этого дела.



Марьяна Торочешникова: Значит ли это, что не за горами времена, когда исковые заявления и жалобы в суд можно будет отправлять по электронной почте?



Александр Гусев: Пока нет, потому что, к сожалению, насколько я знаю, еще не принят закон об электронной подписи. Поэтому пока причина в этом.



Марьяна Торочешникова: Это было интервью генерального директора судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации Александра Гусева.


XS
SM
MD
LG