Ссылки для упрощенного доступа

Какова цель визита Джорджа Буша на Ближний Восток


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Александр Гостев.



Андрей Шароградский : Эксперты и политологи сейчас рассуждают, удастся ли Джорджу Бушу во время визита на Ближний Восток поправить пошатнувшиеся позиции США в регионе. Одновременно большинство сходятся во мнении, что, даже если американский президент вновь попытается примирить Израиль и Палестинскую автономию, неожиданностей от этих переговоров ждать не стоит. Поездка начинается на фоне недавнего инцидента между боевыми кораблями Ирана и США в Ормузском проливе, поэтому отношения с Тегераном станут одной из главных тем встреч Джорджа Буша в Иерусалиме и Рамаллахе. На эту тему мой коллега Александр Гостев побеседовал с профессором Института Востоковедения Российской академии наук, специалистом по Ближнему Востоку Ириной Звягельской.



Александр Гостев : Что может предложить Джордж Буш израильской и палестинской сторонам кроме того, что уже известно? Может ли Джордж Буш попытаться примирить еще раз израильтян с палестинцами?



Ирина Звягельская : Мне кажется, что Джордж Буш такой амбициозной цели перед собой не ставит. Это попытка как-то уже в последний момент несколько подправить имидж Буша, снизить антиамериканскую волну, которая существует на Ближнем Востоке. Насколько это все удастся? Сейчас большинство обозревателей выступают с весьма таких мало оптимистических позиций.



Александр Гостев : Джордж Буш - уходящий президент. Он скоро покидает свой пост. Можно ли сделать прогноз, какого курса в отношениях с Вашингтоном будут придерживаться Израиль и Палестинская администрация в этом году, до выборов нового президента США?



Ирина Звягельская : То, что Джордж Буш, уходящий президент, может оказаться, с точки зрения американской политики, и плюсом, и минусом. С одной стороны, уходящий президент, конечно, ограничен в своих действиях. Но, с другой стороны, он может сделать целый ряд вещей, которые действующий, активно действующий президент, имеющий большие перспективы впереди, просто не делает, опасаясь каких-то нежелательных последствий. Здесь возможны некоторые повороты событий, но вопрос заключается в другом - а нужны ли они? Каковы они вообще могли бы быть? Это весьма сомнительно, поскольку то, что Буш впервые за 7 лет пребывания в Белом Доме совершает визит на Ближний Восток, конечно, это некий показатель повышения интереса к мирному процессу. Но, с другой стороны, что он сможет сказать? Что он сможет предложить? Каким образом он будет сейчас представлять американскую позицию? Этот вопрос остается открытым. Можно ли от него ждать каких-то поворотов, каких-то более резких заявлений? Теоретически - да. Именно потому, что он уходящий президент, но только теоретически.



Александр Гостев : Сообщается, что одной из главных тем переговоров Буша будет проблема Ирана. На что американская администрация может рассчитывать на Ближнем Востоке, если речь зайдет о Тегеране - на поддержку, на молчаливое наблюдение за происходящим, на неодобрение или на противодействие?



Ирина Звягельская : Это один из очень существенных вопросов для Израиля. И то, что Джордж Буш заранее заявил, что США не оставит Израиль в одиночку перед лицом иранской угрозы, это заявление отнюдь не случайное. Оно действительно с большим пониманием воспринимается в Израиле, где есть опасения относительно все-таки будущего иранской программы, несмотря на последний доклад, как вы помните, который был зачитан в Соединенных Штатах и опубликован, где говорилось, что этой угрозы в ближайшее время как бы нет. Но, тем не менее, там к этому относятся даже к перспективе очень серьезно. Что касается других игроков на этом ближневосточном пространстве, то, я думаю, что для них эта тема все-таки менее актуальна. Хотя для арабских режимов, особенно Персидского залива, вопрос об усилении Ирана всегда тоже воспринимался достаточно болезненно, тем более в условиях, когда Ирак перестал быть неким контрбалансом в этом регионе. Он перестал выступать как некий фактор, который мог нейтрализовать, в известной мере, иранскую угрозу.


Идет явное усиление роли Ирана в контексте ближневосточного конфликта. Происходит большее влияние на отдельных игроков. Это сравнительно новый элемент. Мы его прослеживаем буквально в течение последних нескольких лет.



Александр Гостев : Если мы говорим о разных политических силах и партиях в Израиле и в Палестинской автономии, то кто сейчас союзники США и кто противники?



Ирина Звягельская : В Израиле в основном есть консенсус, смысл которого сводится к тому, что Соединенные Штаты играют и будут играть очень существенную роль на Ближнем Востоке. Нравятся им или не нравятся отдельные телодвижения Соединенных Штатов - это другой вопрос.


Что касается палестинцев, то палестинцы, как всем известно, они расколоты. Если палестинская администрация во главе с Махмудом Аббасом также признают, что Соединенные Штаты обречены играть очень важную роль на Ближнем Востоке, то что касается ХАМАС, что касается "Исламского джихада", то мы все слышали уже, что они достаточно негативно оценивают сам визит на Ближний Восток, и отнюдь ему не рады.



XS
SM
MD
LG