Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Как проявляются в современной действительности непримиримые противоречия сторонников старого и нового летоисчисления?



Владимир Кара-Мурза: Сегодня наши соотечественники отмечают Рождество Христово. Об этом празднике беседуем с протоиреем Михаилом Ардовым, настоятелем храма царя-мученика Николая Второго.



Михаил Ардов: Прежде всего я хочу всех, кто празднует этот великий праздник, по православному второй в чреде праздников после Пасхи, поздравить и пожелать самых истинных благ, и здоровья, и успехов, и всего самого лучшего. Праздник этот замечательный, праздник этот поэтический. Недаром даже поэты светские, такие как Борис Леонидович Пастернак или Иосиф Бродский приветствовали этот праздник своими стихами. И это праздник действительно чудный. Евангельское само повествование, два евангелиста пишут об этом празднике, несколько с разных сторон освещая его - это евангелист Матфей и евангелист Лука. И вот эти Евангелии в эти дни для нас святые читаются в церкви. И в самих богослужебных текстах, которые, к сожалению, как бы воспринимает очень малое число людей, даже те, кто посещают храмы, высочайшая поэзия. Вот я сейчас скажу одно песнопение, такую стихиру, которая поется, и она как бы говорит не только о смысле, о причине человеческой радости, о воплощении господа Иисуса Христа, пришествие этого Богомладенца. Вот как поется на вечерне этого предыдущего дня: «Что мы тебе принесем, Христос, когда ты явился на землю как человек нас ради. Все, каждая тварь, то есть все творенье тебе приносит благодарение. И дальше: ангелы – пение, небеса – звезду, волхвы – дары, земля - вертеп (то есть пещеру), пустыня – ясли, место, откуда домашние животные ели сено или что-то в этом роде, куда и положили Господа, поскольку он родился в этом самом вертепе. И дальше очень важно: мы же, то есть люди – матерь-деву. Вот это родство людей, что Бог стал человеком, стал одним из нас, безгрешным, дальше можно богословствовать, Евангелие дальше повествует. Но вот это очень и очень важный момент. И если мы это чувствуем, то тогда мы являемся участниками этого праздника. Но, увы, к сожалению, мы живем в таком постхристианском мире, когда эту радость чувствуют, разделяют очень малое количество людей. И это происходит не только потому, что, предположим, мы, Русская православная церковь, грузинская, сербская, собственно празднуют по юлианскому календарю, но и там, на Западе 25 декабря празднуется этот праздник. Но там уже не Богомладенец, ни его мать, ни все обстоятельства, ни пастухи, которые приходят приветствовать, ни волхвы, которые приносят дары, они уже как бы на обочине, а главное Санта Клаус с подарками, рождественская елка, вот эти распродажи, шопинги - чудовищное слово и так далее. И когда проводились опросы в Англии, казалось бы, это не такая расхристианенная страна как наша, в 20 веке в Англии не расстреливали священников, не разрушали церкви, но там что-то 70 или 80% детей не связывают Кристманс с рождеством Христа, для них это праздник Санта Клауса, подарков и каких-то развлечений. Это, конечно, очень грустно.



Владимир Кара-Мурза: Марк Смирнов, исполнительный редактор приложения к газете «НГ Религии», понимает логику западных христиан.



Марк Смирнов: С начала 20 века различные православные поместные церкви, прежде всего Константинопольский патриархат, а затем и другие, например, церковь Эллады или греческая церковь, затем церковь Румынии перешли на новый стиль, на григорианский стиль для празднования Рождества Христова вместе с католическим и протестантским миром. Затем это как бы развивалось и на сегодняшний день большинство православных церквей отмечают праздник Рождества Христова именно 25 декабря вместе с католической церковью, протестантским миром. Только три церкви – Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Русская православная церковь, помимо нас еще три, остались со старым стилем. Это касается только календаря. Что касается празднования Пасхи, то православная церковь отмечает это по юлианской пасхалии и поэтому праздник Пасхи у православных церквей совпадает, хотя в Рождестве они расходятся.



Михаил Ардов: Я не разделяю радости Марка Смирнова по этому поводу вот по какой причине, что этот новый стиль, так называемый папистский календарь был введен в 20 годах совершенно безобразным явочным порядком. Этот календарь, который появился в 16 веке, был предан анафеме, по крайней мере, на двух константинопольских соборах. Для того, чтобы его принять православным, надо было сделать это канонически, собрать представительский собор и решить эту проблему уже как-то существенно. Этого сделано не было. В Константинополе 10 или 12 архиереев сделали это. Это было чисто политическое решение, потому что греки, которые в это время решили, что им с помощью англичан удастся отобрать у турок Константинополь, и они заигрывали с англиканской церковью, вот они это сделали. Там довольно смрадные личности были у власти в Афинах и архиерей там такой противный, прости господи, они все это провели, и дальше это все развивалось довольно неприглядным образом. Тут есть один очень важный момент. Новый григорианский календарь разрушает некоторые элементы церковного календаря. В частности, например, когда Пасха поздняя, то полностью уничтожается, не существует Петровский пост, который претворяет праздник Петра и Павла - это апостольское установление. Что же касается празднования Пасхи, то уже есть такая прогрессивная православная церковь финская, которая празднует вместе с католиками Пасху. Все это очень печально, это говорит об общем отступлении так называемого мирового православия от канонов и святоотеческой традиции.



Владимир Кара-Мурза: Отец Григорий Эдельштейн, священник Русской православной церкви, настоятель отдаленного храма в Костромской губернии, сожалеет о разнице календарей.



Григорий Эдельштейн: Мне звонят с Кипра православные люди, они давно разговелись, они давно отпраздновали, а у нас еще продолжается рождественский пост. Честно говоря, будь на то моя воля, я бы служил по григорианскому календарю. Насколько я помню, святейший патриарх Тихон благословил переход на григорианский календарь. И очень трудно, когда сначала празднуют Новый год, потом Рождество, когда несколько православных поместных церквей служат Рождество на две недели раньше, а другие, меньшее количество, служит на две недели позже.



Михаил Ардов: Я хочу сказать несколько слов в ответ отцу Григорию, человеку, которого я очень уважаю. Но мне кажется, что тут он неправ. Да, действительно, он говорит абсолютную правду, что патриарх Тихон в свое время благословил, когда греки переходили служить по новому стилю, но это все провалилось, потому что церковный народ на это не пошел. Люди приходили в дни по старому календарю и требовали от священников служить так, как положено по юлианскому календарю. И сейчас, я уверен, что Московская патриархия с удовольствием перешла бы на новый стиль. В частности, ее зарубежные приходы очень многие, например, в Эстонии - это место, где родился и служил первые годы патриарх Алексей Ридигер, зарубежные епархии, в Америке практически все патриархийные приходы служат по новому календарю. Здесь они на это не идут вовсе не от приверженности к истинному православию, а от боязни раскола. Потому что тот же самый патриарх Тихон понял, что если будут настаивать на этом, произойдет раскол, потому что люди, очень значительная часть церковных людей не перейдет, а будут праздновать по-своему.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Эмиля Викторовича.



Слушатель: Добрый вечер, господа. Мои поздравления и наилучшие пожелания. Теперь у меня вопрос к Михаилу Викторовичу. Меня давно занимает такая проблема: в истории иудейской войны Иосифа Флавия не говорится ни слова об избиении младенцев при Ироде Великом, а именно о них говорится в Евангелии от Матфея.



Михаил Ардов: Вы знаете, честно сказать, я очень давно читал Флавия. Но как известно, насколько мне известно, вот что я на это отвечу, что в 60 годах в Святой земле, в Палестине были найдены большое количество младенческих костей того времени. И есть большая доля вероятности, что это именно Вифлеемские младенцы. Так, по крайней мере, там служащие греки считают, что это мощи младенцев. Почему Иосиф Флавия об этом не написал, мы спросить, увы, с вами не можем.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Олега.



Слушатель: Здравствуйте. С праздником вас. Мы знаем, что у католиков Рождество первый праздник. Папа римский недавно, по-моему, это был предыдущий Папа римский, заявил, что армяне являются такими же членами вселенской церкви, как и католики, и православные. Но я знаю, что у армян вообще нет праздника Рождества. Тем более, что в Евангелии невозможно вычислить конкретную дату. Кстати, ваш коллега Яков Кротов говорит, что вроде бы по обстоятельствам это было весной.



Михаил Ардов: Я вам скажу вот что, что действительно армянская церковь единственная, я думаю, что другие монофизиты, просто не могу отвечать эфиопскую, малабарскую так называемые церкви, они сохранили древнейшую практику, они празднуют вместе и богоявление, крещение и рождество. Но сначала на Западе единой церкви, отдельных римских католиков не было, стали праздновать Рождество. Впоследствии Рождество в восточной церкви, кстати, большим поборником празднования этого был великий святитель Иоанн Златоуст и, безусловно, логически это совершенно правильно, потому что Евангелие нам повествует об обстоятельствах рождества Христова и об обстоятельствах его явления народу, как это трактовал художник Иванов, и его крещение. В церкви не развивается догматика, она уточняется, но такие вещи как праздники в первые века - это совершенно правильно, это некое осмысление евангельской истории и нам это очень удобно. А то, что назначили святые отцы - это тоже на Западе было, на этот день, на 25 декабря, это имелся смысл борьбы с язычеством. Потому что на это время приходился праздник солнцеворота, как-то это называется по-другому, когда день начинает прибавляться. И вот тут праздновался Новый год и в качестве борьбы с язычеством предлагался христианский вариант праздника. Церковь часто прибегала к таким вещам, в частности, например, так называемая Масленица, русский языческий праздник был подменен сырной седмицей, подготовительной к посту. Но к сожалению, язычество окончательно победить христианству никогда не удается или на какой-то промежуток времени. Потому что язычество - это естественная религия падшего человека. Если по какой-то причине истинная религия отступает по попущению божьему немедленно проявляется язычество в самых разнообразных формам, вплоть до таких форм, как приняла у нас идеология марксизма-ленинизма и практика преступной организации ВКП(б) – КПСС.



Владимир Кара-Мурза: Евгений Никифоров, руководитель православного общества «Радонеж», противник потребительского отношения к празднику.



Евгений Никифоров: Слава богу, что то, что происходит в России, не стало товаром. Вот это очень важно. Потому что шопинг, какие-то распродажи рождественские, они не коснулись еще, слава богу, великого праздника, которым является рождество Христово, спасителя России. То, что происходит в России - это духовное событие в нашей жизни. Когда мы празднуем Рождество Спасителя Иисуса Христа, а не возможность купить дешевле, дороже или что-то в этом роде в нашей жизни. Поэтому я считаю, что то, что за этим две тысячи лет состоялось, это великое событие и очень важное. На Западе это вылилось все в некое потребительство, а в нашем восточном государстве это превратилось в некое духовное событие, по-настоящему великое празднование, когда явился Спаситель миру.



Михаил Ардов: Я во многом согласен с Никифоровым в данном случае. Мне тоже кажется, что истина православная во всем мире, а не только в России, потому что существует кроме мирового православия, которое все поражено экуменизмом, служит по новому календарю, есть истинно православные. Например, 20% греков во всем мире, а очень большая диаспора, являются старостильниками, они так и называются - старостильники. Огромное количество старостильников в Румынии, есть старостильники в Болгарии, которые не признают этот проклятый на соборах папистский календарь. И действительно, я вижу, что в нашей стране истинно православные празднуем Рождество, когда все шопинги закончились, когда все уже отгремело, все это безобразие, вся эта пошлость, я не боюсь этого слова, отступает, все утихомирилось и мы празднуем свой великий, замечательный праздник. Но тут надо сказать, Никифоров несколько, я бы сказал, оптимистичен. В нашей стране церковных людей не более 5%, все остальные как-то, я думаю, они Новый год встретили не за скоромным столом повеселились, посмотрели всякие пакости по телевизору, может быть даже что-то со Снегурочками и Дедами Морозами, на эту тему мы поговорим. А потом они как бы присоединяются к нам. Мы никого не отталкиваем. Но после этого мы празднуем в тишине, наступающей после этого, я не боюсь слова, беснования конца декабря и самых первых дней января.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Михаила.



Слушатель: Господа, добрый вечер. Если можно, у меня такой слегка философский вопрос, он перекликается с предыдущим. Как возникла вера вообще, в моем представлении: человеку нужно было противостоять ударам судьбы, раньше они были беспощадны. Сейчас у нас цивилизация, цивилизация сглаживает все удары, они постепенно исчезают. Так вот, Михаил, как на ваш взгляд, нет ли тут некоей проблемы. Когда цивилизация слишком развилась, то собственно быть духовным - это чересчур излишне. Зачем? Можно просто потреблять.



Михаил Ардов: Надо сказать, что происхождение религии, об этом очень долго и много говорить можем, но во всяком случае религия действительно была свойственна всем народам в древности, даже какой-то из историков, чуть ли не Цицерон, кто-то пишет из римлян, что никогда не находилось внерелигиозного народа. Что же касается богооткровенной религии, сначала Ветхого завета, а потом Нового, то она, естественно, не могла зародиться как страх перед темным лесом или грозой. Потому что богооткровенная религия – это особая религия и так просто в человеческом уме, это каждый скажет, она не могла зародиться. Что же касается современной цивилизации, она действительно своими удобствами людей отвлекает от духовной жизни. Это очень горько, потому что человек превращается в некое потребительское животное, но по-счастью, еще не все превратились в это.



Владимир Кара-Мурза: Борис Якеменко, руководитель Православного корпуса движения «Наши», не считает нужным менять календарь.



Борис Якеменко: Я считаю это очень важно хотя бы потому, что это исторический календарь и, как известно, для очень многих православных серьезным аргументом является схождение благодатного огня. Нужно ли в данном случае менять календарь? Кроме всего прочего мы знаем, что всякие изменения в церкви подобного рода приводят, как правило, к расколам. В Греции поменяли календарь, и там церковь раскололась на новостильников и старостильников. Поэтому, мне кажется, что никакого ущерба от того, что церковь живет по старому календарю, нет. Тем более, что не только русская православная церковь, но и целый ряд других церквей православных живут по старому календарю.



Михаил Ардов: Тут, что называется, не поспоришь. Единственное, надо сказать про благодатный огонь, он сходит на Пасху, а Пасху пока еще даже эти новостильные православные боятся праздновать с католиками. Есть тут еще один момент, например, в американской автокефальной церкви, в английской, она называлась Сурожская епархия, которую возглавлял замечательный в своем человек митрополит Антоний Блюм, там такая, свободная система, каждый приход может решать, когда праздновать, по старому или по новому стилю. И это, на мой взгляд, полное безобразие. Надо сказать, когда я услышал по Би-Би-Си, как покойный митрополит Антоний говорил, как ему приятно послужить Рождеству один раз в новостильном приходе, а потом еще раз в старостильном приходе, я пришел в некоторое недоумение. Потому что первый Вселенский собор был созван, в частности, для того, чтобы христиане во всем мире одновременно праздновали Пасху. К сожалению, деяния этого собора не очень сохранились, там не очень много сохранилось документов. Но там есть замечательное письмо, по-моему, это письмо, а не доклад, императора Константина равноапостольного, который написал следующее, что нужно привести это в порядок, что это очень плохо, когда одни празднуют, а другие постятся, что христиане должны быть в этом вопросе вместе. Но мы, старостильники, конечно, не побежим за новостильниками и будем праздновать так, как праздновали наши предки в течение многих столетий. С этого мы не сойдем, как не сходят греки старостильники, румыны и так далее.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Виктора Ивановича.



Слушатель: Добрый вечер, Владимир Алексеевич, добрый вечер, отец Михаил. Всех вас с праздником, всех благ. Первый вопрос постоянному слушателю Эмилю Викторовичу, он все время говорит: царя Ирода не было, когда был распят Христос, то еще что-то. Я хотел бы услышать хоть раз от него те материалы, откуда он берет такую информацию. Второе, отец Михаил, поражает, что православные наши в нашем отечестве, я просто удивлен, наступает год Крысы - дарят крыс, наступает год Быка - дарят быка или еще что-либо.



Владимир Кара-Мурза: Это по-восточному, очевидно, вспомнил слушатель.



Михаил Ардов: Да, это, конечно, мерзость несусветная, на мой взгляд, которой еще в советские годы способствовали средства массовой информации. Они обязательно сообщают, какой крысы этот год или какого быка и так далее. Это, конечно, с точки зрения православия это грех. И люди, которые такими вещами занимаются, сознательно или бессознательно грешат. Но, к сожалению, в этот грех впадают и те, кто восхищаются Дедами Морозами, Снегурочками, этой пошлостью, которая вокруг этого происходит и еще какие-то дикие легенды. Например, изобретение, что Дед Мороз почему-то живет в Великом Устюге. Как мы знаем, Санта-Клаус, как придумали западные пошляки, живет в Лапландии и так далее. Это не лучше быков, крыс и так далее.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Александра.



Слушатель: Здравствуйте. Отец Михаил, очень трудно дозвониться, поэтому я хотел бы задать три вопроса. Первый вопрос личный: от какой лично вы церкви, подозреваю, что не патриархии? Второй вопрос: какие именно христианские церкви и православные и другие вообще не признают григорианского календаря? И третий вопрос: не есть ли то, что приняли григорианский календарь многие православные церкви, уступка как раз западному духу 19-20 века и не логичнее ли опять вернуться в юлианскому календарю не только в церкви, но и в государстве? Ведь существует же у мусульманских странах свой календарь.



Михаил Ардов: Я принадлежу к российской православной автономно церкви, действительно, к патриархии не принадлежу. Да, безусловно, переход на григорианский календарь, повторяю, который был предан анафеме на Константинопольском соборе, есть именно уступка Западу. Хитрые греки это делали с целью сблизиться с англиканами, чтобы от англичан получить военную помощь в войне с турками. Что же касается возвращения всего нашего государства и народа на юлианский календарь, как это было до 17 года, мне было бы это, конечно, даже приятно, но я думаю, что это нереально. Мы, как известно, семимильными шагами идем к рынку и к глобализации и ко всем прелестям, которые нам уготовил 21 век. Это нереально.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Николая.



Слушатель: Доброй ночи. С праздниками. Ваша церковь называется мученика Николая Второго. Как вы отмечаете 9 января 1905 года? На какое число это сейчас приходится и как вы это делаете? Скажите, какая разница, какого числа, ведь Христос – это Бог, а Бог никогда не рождался, он вечен. Пасха для меня имеет значение, а Рождество огромного значения не имеет.



Михаил Ардов: Мы не отмечаем никаких гражданских событий. А это трагическое событие 9 января событие гражданское, а не духовное, мы это событие никак не отмечаем. Но я уже имел честь говорить, что вокруг этого слишком много либералами в те времена и советскими историками скопилось много лжи. Во-первых, государь не был в Петербурге, государь такого приказа не давал. Но тем не менее, 350 тысяч человек, отчасти вооруженных совершенно возмутительными плакатами, идущих к центру столицы, должны были быть остановлены. Виноваты в этом провокаторы, знаменитый поп Гапон, а также, как мы понимаем, эсеры, те, кто несчастных, неумных людей с чудовищными невыполнимыми требованиями вывел на улицы Петербурга. Второе, что касается, это вы можете не праздновать Рождество, но Рождество одно из важнейших евангельских событий, описанных двумя евангелистами и, безусловно, такие события церковь отмечает. Существует 12 так называемых двунадесятых праздников. Эти праздники посвящены событиям из жизни господа Иисуса Христа и Божьей матери, естественно, мы их празднуем, как праздновали наши предки много столетий.



Владимир Кара-Мурза: Можно напомнить, что до войны был выходной день 21 января, сразу отмечалось два траурных дня - день смерти Ленина и по старому стилю 9 января.



Михаил Ардов: Это я тоже вспоминаю, что-то было. Мало ли какие были события в гражданской истории, они к нам не имеют непосредственное отношение. Мы же не отмечаем, например, декабрьское восстание на Сенатской площади.



Владимир Кара-Мурза: Александр Огородников, известный религиозный диссидент 70 годов, ныне главный редактор православной газеты «Община 21 век», хранит верность культурной традиции.



Александр Огородников: Дело в том, что патриарх Тихон на соборе предлагал перейти церкви на новый стиль, но это была позиция патриарха Тихона, вообще может быть кончилось расколом. Поэтому в основном все церкви перешли на новый стиль, за исключением русской, сербской, иерусалимской и афонских монастырей. Мне кажется, в данном случае отчасти это связано с культурной традицией. Но для нашей церкви привязка очень важна, хотя, конечно, в мире ощущается ущербность, что мы празднуем отдельно Рождество. Но сейчас время такое, когда реформы довольно могут быть рискованны, поэтому не поднимают эту тему, тем более, что наиболее традиционалистские церкви, как Русская православная, сербская, иерусалимская и Афон, они придерживаются очень строго именно юлианского, в основном это связано с этим.



Михаил Ардов: Я бы только хотел уточнить вопрос с иерусалимской церковью - это тоже те же самые, такие же греки как александрийской, элладской, константинопольской церкви. Они бы, я думаю, перешли на новый стиль ничтоже сумняшись. Но там есть один важный момент: если они перейдут на новый стиль, то им по этой причине придется в Вифлеемском храме праздновать одновременно с католиками. А это чревато, во-первых, конфликтами, стечением большим паломников, католиков и православных и так далее. Для них очень выгодно, что они с католиками празднуют врознь. То же касается и Пасхи. Вот просто такое. Они полностью, правда, они в экуменизме не участвуют, но они полностью, как все прочие греческие церкви принадлежат к так называемому мировому православию, новостильному и экуменическому.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем москвича Аркадия Григорьевича.



Слушатель: Доброго здоровья. С праздником вас. Я бы вот что хотел вас спросить: почему-то во всех объяснениях у нас уходит из сознания, из нашей информации о том, что вообще-то юлианский календарь в России был введен чуть более 300 лет назад. Это при Петре Первом, в 1700 году. А до этого вся Россия вообще все летоисчисление вела от сотворения мира.



Михаил Ардов: Да, это безусловно. Юлианский календарь церковным все равно был. Церковь православная, был церковный устав, который состоит из всех праздников, все это было по юлианскому календарю. А вести можно и так и так. Это вопрос, я бы сказал, второстепенный.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем москвича Леонида Николаевича.



Слушатель: Добрый вечер. У меня перед глазами календарь, следующий праздник после Рождества Христова через четыре дня. Какой праздник, не напомните мне? Там следует у меня в календаре обрезание Христово.



Михаил Ардов: Это не через четыре, простите, дня, это будет именно восьмой день Господа Иисуса Христа, как мы знаем, из Евангелия, было обрезание, его наречение произошло по тогдашнему ветхозаветному закону на 8 день. Этот день, там этот праздник и еще день святого Василия Великого. Это день по-новому 14 января и тогда же до революции праздновался гражданский с петровских времен новый год. Это естественно. Опять-таки, я повторю, события из земной жизни господа Иисуса Христа отмечаются православной церковью, и обрезание Господне есть великий праздник.



Владимир Кара-Мурза: Можно напомнить нашим радиослушателям, что наш гость придерживается того, что сегодня 25 декабря.



Михаил Ардов: Да, сегодня 25 декабря.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Саратова от Павла Ивановича.



Слушатель: Здравствуйте. Скажите православие, христианство, католическая церковь одной и той же ветви как сестра, братья-мусульмане. Все время меня интересует вопрос: понятно, 6 тысяч лет религия, когда в мусульманстве 40 девственность в раю кончатся, чем они будут заниматься?



Михаил Ардов: Я что-то не понял. Я за мусульман и их девственниц отвечать не могу.



Владимир Кара-Мурза: Наверное, Павел Иванович считает, что мусульмане частично признают Ветхий завет.



Михаил Ардов: Даже и Новый признают, потому что господь Иисус Христос считается пророком, в Ветхом завете господь присутствует. В Коране очень много элементов и Ветхого, и Нового завета.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Рязани от радиослушателя Валентина.



Слушатель: Здравствуйте. Буду рад, если разница между календарями составит 130 дней - это 20 тысячелетий. Вопрос у меня простой: не наблюдается ли такой тенденции в понимании того, что вера все-таки есть способ улучшений отношений между людьми, а не способ идентификации?



Михаил Ардов: Видите ли в чем дело, вера действительно улучшает отношения между людьми, когда смягчает их нравы, как должна бы, собственно говоря, христианская вера действовать на сердца и души людей. Но есть, тем не менее, в самой вере и в догматах веры, по учению евангелевскому уступок быть не должно. Нужно слушаться церкви, нужно слушаться предания, священного писания и канонов. При этом я не говорю, что от того, что католики празднуют по другому календарю, их надо наказывать, они находятся по нашему разумению вне церкви, Бог им судья.



Владимир Кара-Мурза: Христианский демократ Виктор Аксючиц, философ-публицист, бывший народный депутат России, видит в старом летоисчислении великий сакральный смысл.



Виктор Аксючиц: Православие и русское православие сугубо ориентировано на сохранение правой веры, на сохранение предания. Поэтому можно, конечно же, привести много аргументов, почему от принятия нового исчисления и современного календаря, почему это было бы удобно. Но православные богословы ответят на это, конечно же, что есть великий сакральный смысл верности старому летоисчислению. Можно себе представить гипотетически, что и Русская православная церковь когда-нибудь в какие-то времена сможет перейти на новое летоисчисление, но только лишь тогда, когда абсолютное большинство православных людей утвердится в том, что это истина, что это необходимо для сохранения подлинной веры, а не для того, чтобы подстроиться под мнение современности или провести реформы, которые на потребу современным веяниям.



Михаил Ардов: Я думаю, что это гипотетическое утверждение, что все люди, все православные убедятся, что григорианский календарь лучше юлианского. Тем более, что астрономы говорят, что он имеет недостатки. Я, честно говоря, не очень готов углубляться в эти календарные проблемы. Но он отнюдь не идеальный и там тоже накапливаются какие-то… Вообще просто известно, что создать абсолютно точный календарь невозможно в виду того, что вращение Земли вокруг своей оси – сутки и вращение Земли вокруг Солнца несоизмеримы. Календарь - это некая условность, но она должна существовать в нашей жизни.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос москвича Анатолия Евгеньевича.



Слушатель: С праздником вас, господа. Я хотел спросить отца Михаила: известно ему что-нибудь о том, что произошло за время, истекшее со времени поглощения российской православной церковью зарубежной церкви.



Владимир Кара-Мурза: Мы когда-то начинали эту тему.



Михаил Ардов: Я знаю, что происходит, с одной стороны, был беспрецедентный случай, когда в Мюнхен поехал патриарх Алексий, молился около иконы Курской коренной, которая была в зарубежной церкви главной святыней. Но с другой стороны, мне известно, что из зарубежной церкви ушло множество приходов, некоторые монастыри, в частности, самый знаменитый Леснинский монастырь во Франции, почти целиком ушла южноамериканская епархия, там, по-моему, единицы пошли за своими архиереями, что называется, под Москву, в Австралии. Это вызвало, надо сказать, довольно большие наслоения, это будет чревато огромным количеством судебных процессов за приходское имущество.



Владимир Кара-Мурза: Насколько удачно оказалось вмешательство президента Путина в этот процесс? Он, помню, председательствовал на этом торжественном собрании в Храме Христа Спасителя.



Мне кажется, что тот, кто вовлек в этот процесс президента Путина, оказал ему медвежью услугу. Потому что именно по причине грядущих нестроений и судебных процессов, в которых будут участвовать люди вполне сознательно, а судебные процесс, как мы понимаем, для средств массовой информации хороший информационный повод, будут звучать очень нелицеприятные слова и о современной России, и о самом Путине, и о Московской патриархии. Мне кажется, это было сделано не очень умно.



Владимир Кара-Мурза: Слушаем вопрос из Нижегородской области от Александра.



Слушатель: Здравствуйте. Отец Михаил, будьте любезны, можно ли попросить Господа умереть поскорей от страшных мучений?



Михаил Ардов: Можно. Даже есть, когда человек действительно мучается и часто находится в бессознательном состоянии, то есть специальный чин, там канон, который называется «О долго страждущем умерети». И по договоренности с этим человеком или с его родственниками священник может служить такую службу и просить Господа, чтобы мучения прекратились. Но это, конечно, надо делать семь раз отмеривши. Потому что просто так просить смерти - это некоторая самовольность. А вообще надо молиться очень просто: надо повторять «Господи, помилуй». В смысле «да будет воля твоя». Как ты хочешь, пускай так и будет, как мне полезно для моей души, для моего спасения.



Владимир Кара-Мурза: Насколько удачным вам представляется огосударствление Рождества Христова, что он стал выходным днем и то, что президент в нем участвует, а вчера премьер-министр и преемник кремлевский присоединились к этому хору?



Михаил Ардов: Мне это все, честно сказать, давным-давно не нравится. Потому что эти люди обычные, простые люди, даже не верующие не верят в их истинную полную религиозность. Я много раз об этом говорил, что это работает, увы, почти как антирелигиозная пропаганда. Мне казалось, что чиновникам высокого ранга, если они действительно верующие, следует этот вопрос не афишировать и отправлять свои религиозные потребности келейно или на каких-то приходах, чтобы это так не осуществлялось. Но, к сожалению, мне кажется, что и они это просто используют для создания, как теперь выражаются, это я очень не люблю, для определенного имиджа национального, патриотического, духовного и так далее.



Владимир Кара-Мурза: В ближайшие выходные предстоит новый языческий праздник Старый Новый год. Как вы считаете, затмит ли появление ваших персонажей излюбленных Деда Мороза и Снегурочки сегодняшние празднества?



Михаил Ардов: Дело вот в чем: вообще празднование Нового года - это чисто языческий праздник. Этот праздник отмечался еще в языческом мире и отмечался именно разгулом и пьянством. Потому что у язычников было такое поверье: как ты проведешь Новый год, если весело и беззаботно, так проживешь целый год. И христианской церкви с язычеством приходилось бороться в течение многих веков своей истории. В частности, святитель Иоанн Златоуст, есть замечательная его проповедь о том, как Константинополь в эти дни захвачен нечестием, невоздержанием и так далее. Петр Первый, достаточно нечестивый царь в этом смысле, он ввел это празднество. И тогда опять-таки православной церкви приходилось с этим бороться, священники начинали молебен ровно в 12 часов под Новый год, чтобы привлечь людей колокольным звоном к храму. Мы этот праздник не празднуем, наоборот, служим в эту ночь, чтобы отвлечь наших прихожан от праздничных столов и телевидения.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG