Ссылки для упрощенного доступа

Как дальше будет развиваться политическая борьба в США


Андрей Пионтковский
Андрей Пионтковский

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие известный московский внешнеполитический эксперт Андрей Пионтковский.

Андрей Шарый : Сейчас в прямом эфире программы "Время Свободы" известный московский внешнеполитический эксперт, приглашенный профессор Гудзоновского института в Вашингтоне по телефону из Соединенных Штатов Андрей Пионтковский.

Добрый вечер, Андрей Андреевич! Удивила вас победа Хиллари Клинтон?

Андрей Пионтковский : Она всех удивила. Вы знаете, в ночь перед голосованием, вечером, проводились опросы. С 10 процентами выигрывал Обама. И, в общем, ее списала вся медиа.

Что сыграло свою роль? Массовая явка на избирательные участки женщин. Женщин было около 60 процентов. Они почти поголовно голосовали за Клинтон. Кампания Клинтон была уже почти в отчаянии в день до праймериз. На пресс-конференции она немножко всплакнула, как бы пожаловавшись на свою женскую долю. Это совершенно не соответствовало ее прежнему имиджу такой строгой, вещающей учительницы. И, в общем, это сыграло свою роль. Сейчас многие комментаторы обсуждают - было это всхлипывание заранее отрежиссировано или спонтанным, но оно перевернуло ход голосования.

Вы можете спросить меня - почему я все это обсуждаю в терминах такой "мыльной оперы"? Но, к сожалению, это именно то, что происходит. Если бы вы меня спросили - а в чем разница в политической платформе между Клинтон и Обамой? - я бы очень затруднился ответить.

Андрей Шарый : Что же, теперь ей плакать придется во время каждых выборов что ли, чтобы победить, Андрей Андреевич? Может быть, какие-то ошибки допускал Обама на этот раз в Нью-Гэмпшире?

Андрей Пионтковский : Вы знаете, это был такой переломный момент, очень важный для Клинтон. Такое оружие, наверное, используют раз в жизни. Если бы она заняла второе место, ее кампания на этом бы закончилась. А теперь это будет очень длинная и, скорее всего, очень грязная кампания. Потому что в последний день ее супруг, бывший президент Соединенных Штатов Билл Клинтон, обрушился на Обаму с такими обвинениями, которые вполне естественным были бы, скажем, для начальника предвыборного штаба, но не для бывшего президента страны. В общем, сейчас сняты перчатки. Лагерь Клинтона будет использовать все средства. Они намекают, что у них есть какая-то информация о прошлом Обамы. В общем, в ближайшее время Обама очень много интересного узнает о себе из лагеря Клинтон.

Андрей Шарый : Скажите, пожалуйста, по вашему мнению, у него есть какой-то резерв? За счет чего-то он может добавить? Если Клинтон добавила за счет голосов женщин, может быть, найдут ключик и сердцам женщин-избирательниц? У Обамы есть какие-то резервы?

Андрей Пионтковский : Вы знаете, да. Я об этом уже говорил прошлый раз и повторюсь. Потому что я получаю все больше и больше подтверждений этому наблюдению. Многим избирателям, белым американцам, даже независимо от партийной принадлежности апеллирует идея избрания чернокожего американца президентом, причем блестяще образованного чернокожего, который не лучше, но и не хуже всех других кандидатов, один из истеблишмента. Этим как бы закрывается, подводится черта под этой историей рабства, гражданской войны, расовой дискриминации. Он нигде это не артикулирует, он нигде не разыгрывает (и правильно делает) расовую карту, в отличие от прежних чернокожих политиков, но это является его, мне кажется, самым сильным козырем.

Андрей Шарый : Вы сказали, что, по вашему мнению, имидж, выбранный Клинтон пока, - это имидж строгой учительницы. Как-то он, видимо, теперь будет модифицироваться. Учительница, например, будет добрее. А вот Барака Обаму как бы вы охарактеризовали в таких терминах его имидж? Он кто для избирателей - свой парень, как?

Андрей Пионтковский : Он страстный светский проповедник. Он прекрасный оратор. Он очень красиво говорит, в общем-то, ни о чем, а обо всем хорошем. Это является как бы ключевым в его технологии, его апелляции к избирателю. У республиканцев есть похожий человек. Он же, действительно, религиозный проповедник по основной своей профессии Майк Хакаби. Он неожиданно хорошо выступает на праймериз. Но он настолько невежественен в основных вопросах, прежде всего, внешнеполитических, что, я думаю, никакое его обаяние не поможет ему все-таки выиграть республиканскую номинацию.

Андрей Шарый : Спасибо, Андрей Андреевич!

XS
SM
MD
LG