Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В российском сегменте Интернета появился документальный фильм "Санкт-Петербург. Сумерки нового века"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Андрей Шарый: В российском сегменте Интернета появился документальный фильм "Санкт-Петербург. Сумерки нового века", повествующий об уничтожении городской архитектуры в последние два десятилетия. Этот фильм стал предметом бурного обсуждения в электронной сети.



Татьяна Вольтская: Идея фильма, снятого Татьяной Селиховой в 2006 году, принадлежит журналистке, работающей в Стокгольме, Наталье Грачевой. Главная мысль этого 44-минутного фильма - город - это не собрание отдельных памятников, это единое целое, это ансамбль, который нужно сохранить целиком. И вторая мысль, которая кажется не менее важной, - мысль о том, что облик города должен быть дорог самим горожанам, иначе они утратят свой город. Фильм начинается со слов директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, который говорит об одичании петербуржцев, и простых, и тех, что находятся у власти. Где сегодня те люди, которые в конце 80-х годов пытались, правда, безуспешно, сохранить гостиницу "Англетер" и отстояли дом Дельвига - этим вопросом задаются многие герои фильма - и простые, и знаменитые. Юрий Шевчук рассказывает о том, как он, живя в коммуналках, "знакомился" с призраками павших в блокаду и дружил с ними, печалится, что дома один за другим рушатся, и вместо них возникают фиксы, золотые коронки, придающие городу несвойственный ему торгашеский оскал.


В Петербурге нужно охранять небо, исторические ландшафты, панорамы, - говорит в этом фильме директор фонда имени Дмитрия Лихачева Александр Кобак, который готов повторить это и сегодня.



Александр Кобак: 5-7 лет назад на одном из заседаний Совета по культурному наследию меня подняли на смех, когда я говорил о том, что здесь нельзя строить высотные здания, и сказали: "Что это вы охраняете небо? Лучше бы вы охраняли памятники. Но вот с тех пор уже, к счастью, довольно для многих стало очевидно, что в этом городе нужно охранять именно небо, нужно охранять вот эту тонкую линию домов.



Татьяна Вольтская: Фильм "Санкт-Петербург. Сумерки нового века" - это летопись утраченного, к сожалению, пополнившаяся после того, как он был отснят.



Александр Кобак: Это и угол Невского и улицы Восстания, где, конечно, многие фрагменты старых зданий можно было сохранить. Это и дом Чичерина на Невском проспекте, угол Мойки, - неудачное вторжение нового строительства. Это и дом на Владимирском проспекте, бизнес-центр. И дома напротив Крестов, которые разорвали визуальную связь Смольного собора с Петропавловским собором в крепости.



Татьяна Вольтская: Фильм наглядно фиксирует, как в город приходят деньги, как на старинных фасадах появляются вывески "sale", но в данном случае приход денег оказывается разрушителен, - говорит генеральный директор фонда "Спасение Петербурга" Александр Марголис.



Александр Марголис: В Петербурге очень подорожала земля, особенно в историческом центре. Поэтому возникает стимул на этой земле построить что-нибудь, что может приносить большие доходы. Современные тенденции очень напоминают ситуацию в Санкт-Петербурге в начале ХХ века, современные вандализмы. Речь шла как раз о строительстве в историческом центре. очень скоро не оставят от старого Петербурга ничего, кроме гравюр, литографий и старых фотографий. Вот такой парадокс истории: почти точно сто лет спустя в Петербурге возникли процессы, которые так беспокоили Бенуа и его друзей.



Татьяна Вольтская: Фильм пролежал под спудом два года, лишь в феврале 2007-го он единственный раз был показан на телеканале "Россия" поздно ночью. И вот теперь его случайно нашли и выложили на своем сайте активисты движения "Живой город". С создателями фильма связался один из активистов, Андрей Воронцов.



Андрей Воронцов: Когда узнала губернатор Петербурга, ознакомилась с материалами фильма, она сказала, что фильм хороший, но несвоевременный.



Татьяна Вольтская: Фильм появился в Интернете только что, но уже спровоцировал бурную дискуссию в живом журнале, его посмотрели за сутки около 15 тысяч человек. "Живой город" собирается устроить серию просмотров для широкой публики.


Показать комментарии

XS
SM
MD
LG