Ссылки для упрощенного доступа

Единоросс Михаил Бабич против журналистов из компании "ТВ-6 Владимир": является ли слово "путинг" оскорблением президента?


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Беклемищева.

Андрей Шарый: Продолжает развиваться судебная история жалобы депутата от партии "Единая Россия" Михаила Бабича на журналистов из компании "ТВ-6 Владимир". Обвинения в разжигании национальной розни Следственный комитет отмел, как недоказанные, а вот по поводу того, является ли слово "путинг" о митинге сторонников Путина оскорблением президента, следователи не могут прийти к окончательному решению без мнения московских экспертов.

Ольга Беклемищева: Дело по факту возможного оскорбления Президента России Путина владимирскими тележурналистами из компании "ТВ-6 Владимир" перешло в стадию уголовную. Следственное управление твердо решило разобраться, является ли намеренное искажение фамилии высшего должностного лица преднамеренным оскорблением. О том, что чувствуют в этой связи сами журналисты, я спросила у Сергея Головинова, журналиста кампании, собиравшего злосчастный 1,5-минутный сюжет о митинге сторонников Путина во Владимире 30 ноября. Сергей, что Вы чувствовали?

Сергей Головинов: Разумеется, нервов-то много было потрачено. Поскольку сама абсурдность этой ситуации... если там да, что-то неправильно сказал, где-то ошибся, недопроверил факты, тебя за это привлекают... ну да, есть косяк, надо исправлять. А здесь нет ничего. Ничего героического ведь и не было сделано. Все было достаточно нейтрально и, как нам кажется, более-менее взвешенно. Возможно, фраза "параноидальный страх верных путинистов перед любым проявлением инакомыслия" слегка и жестковато звучит, но закон о СМИ и Конституция дают нам право так высказываться. Про Путина мы не говорили. Мы говорили про маленький форум сторонников Путина, который прошел во Владимире, в маленьком зале областного дворца культуры. Я выбрал, разумеется, самые эмоциональные высказывания из речи Исаева, которые прозвучали со сцены, то есть "подонки, которые шакалят у иностранных посольств", "вырвем у врагов России победу", и все это чередовалось кадрами с этого митинга. Из нас некоторые уже пытаются каких-то героев, узников совести лепить. Но не было же ничего такого. Если бы мы взяли и что-нибудь жестко и честно сказали, что хочется, может быть, иногда сказать, но в силу ряда причин не говорится, тогда бы на крест себя свободы слова можно было распинать, а здесь никакого геройства нет, мы честно выполняли свою работу.

Ольга Беклемищева: Здесь есть и еще один момент - расследование о телесюжете ведет следователь по особо важным делам. Я спросила у Юрия Евтухова, руководителя отдела по особо важным делам Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре по Владимирскому округу, почему это так.

Юрий Евтухов: Поскольку дело достаточно неординарное, резонансное, связанное с высшим должностным лицом в государстве, и писал депутат Государственной Думы в отношении телекомпании областного уровня, поэтому для объективности это обращение было направлено для проверки в наш отдел. Уголовное дело возбуждено не в отношении телекомпании, уголовное дело возбуждено в связи с обращением депутата Михаила Бабича по факту информации, содержащей оскорбительную информацию, которая прошла в эфире телекомпании ТВ-6 в одном из сюжетов. Специалисты нам дали заключение, что содержится информация, оскорбляющая президента. Мы не можем игнорировать мнение специалистов в данном случае.

Ольга Беклемищева: Вот мне, как рядовому журналисту, не будем брать президента, возьмем обычный случай... Я считаю, что данный человек, скажем, нехороший человек, и я говорю так. Это уже что, оскорбление, я не имею право никаких оценок нравственных давать своим героям?

Юрий Евтухов: Почему же, вы имеете право, безусловно, но я думаю, что тем более журналисты обязаны выражать свою мысль корректно прежде всего, тем более в отношении президента России, это лицо, которое представляет всю нашу страну. И здесь надо быть более осторожным, что ли, в высказываниях, говорить корректно.

Ольга Беклемищева: Корректно заявить: вот он по должности такой, сделал то-то, заявил то-то, я довожу до вашего сведения, а мое личное мнение такое? Или мое личное мнение - уже некорректно?

Юрий Евтухов: Вы хотите меня подвести под то, что мы преследуем кого-то за высказанное мнение. Если каким-либо образом перестраивать вашу фамилию и звучит это в эфире, я думаю, что, наверное, будет человеку не очень приятно, когда искажают фамилию. А здесь фамилия... я еще раз повторю, это человек, который является лицом нашей страны. Наверное, надо быть покорректнее в выражениях, на мой взгляд.

Ольга Беклемищева: Что же делать журналистам-свидетелям, а в будущем, возможно, обвиняемым за исполнение профессиональных обязанностей? Комментирует президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов...

Алексей Симонов: Бред. Можно, конечно, считать несогласие с мнением начальства экстремизмом. Можно считать издевательством размышления над тем, что у нас, скажем, вся власть до сих пор сколько-нибудь серьезная была двусложной в стране. Сталин, Ленин, Путин. То есть количество возможностей привлечь их к ответственности стало таким необычайно широким, что, видимо, увеличивается в связи с этим и количество желающих.

Ольга Беклемищева: А что бы вы посоветовали журналистам в данной ситуации?

Алексей Симонов: Я бы посоветовал идти нормально в суд и рассчитывать безотносительно к Путину. Поскольку митинг в поддержку Путина называется путинг, значит, пудинг в поддержку Митина называется мидинг. На самом деле сделать эту историю максимально идиотской, каковой она уже есть изначально, что и станет основанием для нормального решения суда.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG