Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Александр Кынев убежден, что напряженная ситуация сохранится в Грузии


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Дмитрий Морозов: Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев убежден, что напряженная ситуация сохранится в Грузии после объявления результатов президентских выборов. При этом политолог не исключает, что исполнительная власть может прибегнуть к силовым действиям в отношении оппозиции. С экспертом беседовал наш коллега Мумин Шакиров.



Александр Кынев: Господин Саакашвили достаточно жесткий лидер и способен на жесткие действия. Поэтому, я думаю, в случае попыток активных действий со стороны оппозиции силовые действия в Грузии возможны, мне так кажется. Но в целом, независимо от исхода событий, это не будет означать конца нестабильности. Это касается не только Грузии, это касается и других континентов, и Латинской Америки, и Африки. То есть в странах, где нет значимых экономических ресурсов, где нет объективных оснований для экономического и социального благополучия, очень часто политика напоминает замкнутый круг от одной дестабилизации к другой, когда приходит один лидер, обещает навести порядок, покончить с коррупцией, этого запаса хватает на несколько лет, население понимает, что ничего не изменилось, - и все идет по кругу. На мой взгляд, Грузия последние 17 лет идет именно по этому бесконечному кругу, когда следующий новый лидер обещает все то же, что обещал предыдущий, проходит несколько лет – и выясняется, что обещания эти реализовать нельзя, и все идет по новой. При этом страна крайне неоднородная, есть масса маленьких субэтнических групп, есть довольно развитые клановые отношения и в рамках небольших конкретных территорий внутри самой Грузии, есть нерешенная проблема Южной Осетии и Абхазии, которая постоянно подпитывает националистические настроения. Поэтому, на мой взгляд, учитывая при этом ментальность грузинского народа, который склонен к бурным проявлениям своей политической активности, я думаю, что никакого конца грузинского кризиса в ближайшее время ожидать не стоит.



Мумин Шакиров: То, что оппозиция обвиняет власти в том, что выборы сфальсифицированы, по крайней мере на многих участках, на ваш взгляд, как проводилась эта кампания – действительно ли власть сумела переиграть оппозицию или все-таки оппозиция получила столько, сколько ей дал народ?



Александр Кынев: На мой взгляд, оценивать результаты выборов в Грузии с точки зрения адекватности очень сложно. Мы понимаем специфику территории страны. Организовать эффективное… скажем, международное наблюдение, оно присутствовало, мягко выражаясь, не на всех участках, а только на части территории страны, в основном в городах, а страна довольно большая. В целом существует большое количество методов манипуляции, которые даже в рамках выполнения процедур формальных, когда вовремя открываются, закрываются участки, подписываются протоколы, позволяют проводить определенные манипуляции. На мой взгляд, та информация, которая есть, объективная информация, она абсолютно недостаточна. Если говорить о прошлой кампании, которая была, президентские и парламентские выборы, то, конечно, полученный тогда процент Саакашвили и национальным движением выглядел, честно говоря, для демократических стран немножко странным, потому что он слишком подавляющий. Что касается этой ситуации, данные оппозиции и данные власти в ходе подсчетов были прямо противоположные. Вначале речь шла о том, что будет второй тур, потом официально объявляется, что побеждает Саакашвили. Ситуация неоднозначности создает только дополнительные вопросы. А никакого реального, прозрачного ответа, что по всей территории страны все было корректно, нет.


XS
SM
MD
LG