Ссылки для упрощенного доступа

Человек дня - американский режиссер Джулиан Шнабель


Плакат фильма "Скафандр и бабочка", 2007
Плакат фильма "Скафандр и бабочка", 2007


Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 14 января - американский режиссер Джулиан Шнабель. Его фильм "Скафандр и бабочка" получил премию за лучшую режиссуру и лучший фильм на иностранном языке Голливудской ассоциации иностранной прессы. Присуждение этих престижных наград - "Золотых глобусов" - в этом году прошло на фоне продолжающейся забастовки сценаристов Голливуда, из-за чего торжественная церемония была существенно сокращена.

Джулиану Шнабелю 56 лет, он родился и получил образование в Нью-Йорке. Серьезно занимался изобразительным искусством, автор нескольких персональных художественных выставок, считается одним из лидеров неоэкспрессионистского движения 80-90-х годов. Его работы хранятся в крупнейших музеях современного искусства. В середине 90-х годов он увлекся кино. Снял три полнометражных художественных фильма. Его картина "Скафандр и бабочка" - адаптация мемуаров парижского журналиста Жана-Доминика Боби, в результате тяжелого заболевания утратившего речь и способность двигаться - получила в прошлом году главный приз Каннского кинофестиваля, а также стала лауреатом престижной французской кинопремии "Люмьер".

О человеке дня Радио Свобода говорит мой коллега Дмитрий Волчек.

Дмитрий Волчек: Мир синефилов не так уж близок миру завсегдатаев выставок современного искусства. Когда Джулиан Шнабель снял свой первый фильм «Баския», артхаусная публика не сразу признала в режиссере-дебютанте знаменитость, и о фильме заговорили после некоторой заминки. Шнабель снял самый стандартный байопик, безо всяких вывертов, которые можно ожидать от неоэкспрессиониста, рисующего на разбитых тарелках, готовящего биг-маки со слайдами своих работ и позирующего фотографам в халате и шлепанцах. Шнабель всегда был звездой в уорхоловском смысле, но параллель с Уорхолом остается верной для Шнабеля-художника и не работает для Шнабеля-кинорежиссера. Уорхол, нацеленный на успех, снимал вызывающе некассовое кино, изводил публику снятыми с одной точки героиновыми монологами фабричных звезд на 15 минут. В фильмах Шнабеля дорогостоящие народные артисты делают именно то, что написано в сценарии, к этим лентам подходит определение «добротный», совершенно неприменимое к тому, что снимал Уорхол. За первым байопиком последовал второй - биография Рейнальдо Аренаса, писателя-диссидента, бежавшего в Америку от Фиделя и умершего от СПИДа. Третьим стала история парализованного редактора Жана-Доминика Боби: этот фильм и принес Шнабелю множество мелких и три крупных награды. Все три фильма до изнеможения политкорректны: герой первого - чернокожий уличный художник, второго - кубинский гомосексуал, третьего - инвалид первой группы. Стоит ли за таким выбором расчет?

Художественная тактика Шнабеля всегда была такой - делать искусство, которое покупают: даже самые первые его выставки четверть века назад распродавались целиком. Вы удивлены, что политкорректность имеет успех, продается? Понравившаяся каннскому жюри, иностранным журналистам в Голливуде и Париже история, которую предложил Шнабель в своем фильме-лауреате, была успешна всегда. Еще не ведая о политкорректности, мы учили ее в школе: «Повесть о настоящем человеке» теперь называется «Скафандр и бабочка», а фанатика-большевика сменил любвеобильный редактор журнала Elle . Во всех смыслах приятные замены.

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG