Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Буковский: «Сопротивление диктаторскому режиму нарастает»


Буковский проверил настроение избирателей и нашел его небезнадежным
Буковский проверил настроение избирателей и нашел его небезнадежным

Верховный суд России не поддержал во вторник кассационой жалобы представителей Владимира Буковского, которому не было позволено баллотироваться в президенты. Сам писатель в интервью Радио Свобода считает успешной инициативу выдвижения на высшую выборную должность страны. Теперь он намерен оказать поддержку Михаилу Касьянову, который завтра намерен сдать в ЦИК собранные им в свою поддержку голоса избирателей:



- Видите ли вы политические мотивы в сегодняшнем решении суда? Или с формальной точки зрения ваша кандидатура действительно не совсем подходила под требования российского законодательства?

- Конечно, я вижу с самого начала чисто политическое решение. Очень многое из того, что тот же Центризбирком и Верховный суд представляют как основание для отказа, фактически неверно. Другие положения очень легко оспариваемы. Скажем, они все время твердят о том, что у меня вид на жительство в Англии. Они просто неграмотные люди. Нельзя иметь и вид на жительство, и гражданство. Решите все-таки, что у меня. Это ваша обязанность решать, а не моя. Даже в самой анкете [ кандидата] не спрашиваются все гражданства, спрашивается одно. У меня российское гражданство. Не может иметь человек вид на жительство, если есть гражданство. Это две вещи, которые друг друга исключают. Решение уже само по себе безграмотно.


- Почему Кремль так боится вашего участия в выборах?


- Если человек получает право участия, у него есть свободный доступ к СМИ, принцип равного времени и так далее. Конечно, никак им не хотелось критический голос - будь то мой, Каспарова, Немцова и так далее - допустить на центральные СМИ, где мы могли бы довольно подробно и детально, хорошо аргументированно объяснить, в чем заключается преступность нынешнего режима, его нелегитимность и так далее.


- Можно ли сказать, что ваша президентская кампания с формальной точки зрения сегодня закончена? Ведь больше ничего уже сделать нельзя?


- Не знаю. Юристов надо спрашивать - будут ли они это обжаловать в Страсбурге или не будут. Найдут основания оспаривать, - пусть оспаривают. Я считаю, что нужно пройти все инстанции. Что касается самой кампании, то по договоренности между Немцовым, Касьяновым и мной мы как бы работаем командой, друг друга поддерживаем. Если завтра зарегистрируют Касьянова, то, соответственно, мы поддержим его. В этом будет наша доля участия в президентских выборах.


- Вас не смущает кандидатура Касьянова? Вы выступаете за него, потому что считаете, что он демократический кандидат, и заслуживает того, чтобы быть президентом России? или это лучший вариант из того, что есть?


- Это единственный из тех, что сейчас остались. А нам все-таки нужно иметь кандидата от демократической стороны на этих выборах, иначе выборы вообще перестают иметь смысл. Что же это будут за выборы, если будет участвовать с одной стороны Медведев, а с другой - Жириновский? Скажем, даже коммунисты возьмут и уберут свою кандидатуру, как Зюганов и грозился. Это вообще будет какой-то кошмар! Вообще уже полная комедия! Все-таки надо институцию выборов отстаивать. Должны быть хоть какие-то выборы, правда?!


- Планируете ли вы лично участвовать в предвыборной кампании Касьянова, если его зарегистрируют?


- Если нужна моя поддержка в этом смысле, то - конечно. Если надо приехать, я приеду. Но в принципе пока такой необходимости не возникало. Ждем, что будет завтра, как решит завтра Центризбирком с его регистрацией. А дальше будем думать.


- Вы несколько раз приезжали в Россию, встречались с потенциальными избирателями. Что вам дало участие в кампании? И что от этого получили россияне?


- Моя задача, как я ее и обозначил с самых первых своих заявлений, состояла не в том, чтобы быть президентом (я понимал, что меня, скорее всего, не зарегистрируют), а именно в том, чтобы как-то подбодрить приунывшее общество, представить жесткую, четкую альтернативу нынешнему режиму, проанализировать его недостатки, ошибки, преступления и так далее. Помочь скоординироваться оппозиционным силам, чтобы не было разнобоя, чтобы не было нескольких кандидатов, как было до того.


- Вам понятно, почему Россия так покорно выбирает Путина или его преемника?


- Мне прежде всего понятно, что никаких выборов там нет. Мы видели на примере думских выборов, что это какая-то уж комедия абсурда. Это уже напоминает Беккета, и давно зашло за Кафку. Когда людей заставляют фотографировать свои бюллетени и представлять их по месту работы или учебы, когда в Ингушетии выяснилось, что вообще больше половины людей не голосовало, а официально было заявлено чуть ли не 98% - это уже просто какие-то запредельные вещи. Так что о выборах речи нет. Тут речь идет о том, чтобы общество нашло в себе силы сопротивляться нынешнему диктаторскому режиму.


- Почему же оно не находит этих сил?


- Оно находит постепенно. Я специально поездил, поговорил, получил некий отклик от всего этого. Сопротивление в стране растет. Оно, может быть, растет медленнее, чем хотелось, но это и десятилетия советского режима, которые лишили людей инициативности, и некий испуг, поскольку репрессии довольно свирепые. Сегодняшний режим не только сажает иногда, но иногда и постреливает. Это, конечно, сказывается на какой-то части общества. Но, в принципе, повторяю - у меня есть ощущение растущего сопротивления.


XS
SM
MD
LG