Ссылки для упрощенного доступа

Почему европейские страны не откликнулись на испанский призыв к «Альянсу цивилизаций»?


Ирина Лагунина: В Мадриде 15-16 января проходит первый форум так называемого Альянса цивилизаций. Участвовать в нем приглашены делегации различных стран, в основном, арабских, а также российская. Рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: Само название мероприятия вызывает недоумение многих международных наблюдателей, не говоря уже о людях, не занимающихся профессионально анализом международных отношений. О каких цивилизациях и о каком альянсе идет речь? Разве не существует в мире Организация Объединенных Наций, призванная объединить страны и народы для решения насущных проблем единой земной цивилизации? А может быть, речь идет об альянсе землян с какими-то инопланетянами, с цивилизациями других планет?


Нет, автор идеи Альянса испанский премьер-социалист Хосе Луис Родригес Сапатеро считает, что разные цивилизации существуют именно на земле – одна европейская, другая мусульманская. Именно этим цивилизациям и предлагается вступить в некий альянс под эгидой Родригеса Сапатеро для решения мирным путем, в первую очередь, проблемы международного терроризма. Впрочем, вот что говорит о своей идее сам испанский премьер:



Х.Л. Родригес Сапатеро: Я предлагаю создать Альянс цивилизаций. Это альянс между западным миром и миром мусульманским. Цель этого Альянса - способствовать взаимному познанию и уважению, взаимопониманию, терпимости, признанию всех особенностей друг друга, а также самого факта постоянно увеличивающейся взаимной зависимости между народами.



Виктор Черецкий: Разумеется, против идеи взаимного познания народов трудно что-либо возразить. Однако, это еще не ответ на вопросы, которые в связи с Альянсом задают международные аналитики. Они полагают, что в доктрине смешаны понятия – география и религия: что, к примеру, значит альянс европейцев с мусульманами? А если мусульманин родился и живет в Европе, ну, к примеру, татарин или босниец? Им-то, с какой стороны вступать в Альянс? Получается что-то вроде старого солдатского анекдота, где смешивается пространство и время – «копать траншею от забора до обеда»... Кроме того, подавляющее большинство мусульманских стран итак поддерживают с европейскими державами прекрасные отношения и, по мнению наблюдателей, ни в каком дополнительном альянсе не нуждаются. Это Марокко, Алжир, Тунис, Египет, Саудовская Аравия и другие арабские государства Персидского залива, Иордания, Афганистан, Пакистан и так далее. Ну а Турция даже является членом НАТО.


Или, может быть, речь идет об умиротворении с помощью вовлечения в Альянс международных террористов, типа Бин Ладена, или целых террористических организаций типа «Аль-Каиды», Хезболлах, ХАМАС, Исламского джихада и так далее? Специалисты только руками разводят. Ведь подобное даже теоретически представить весьма трудно.


Как все же в таком случае можно объяснить появления идеи Альянса цивилизаций? Вот что говорит по этому поводу политолог, ведущий сотрудник авторитетного в Испании Центра политических исследований «ФАЕС» Рафаэль Бардахи.



Рафаэль Бардахи: В первую очередь, напомню, что эта инициатива была с помпой представленная на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2004 году. Родригес Сапатеро заявил тогда, что его начинание призвано разрушить барьеры, существующие между разными культурами. Правда, эта инициатива – всего лишь копия аналогичного предложения, сделанного бывшим президентом Ирана Хатами в 2001 году. Разница состоит лишь в том, что иранская доктрина, призванная вывести Иран из международной изоляции, называлась не «альянсом», а «диалогом» цивилизаций. Да и цели Родригес Сапатеро преследует, естественно, иные, чем Иран – создать некую альтернативу силовым действиям Соединенных Штатов в борьбе против международного терроризма. Любопытно, что испанскую инициативу не поддержал даже Иран, где сменился президент и, соответственно, внешняя политика. Помощь пришла лишь от Турции, но не потому, что там очень понравилось испанское начинание, а в обмен на обещанную поддержку Испании при рассмотрении в будущем вопроса о вступлении этого государства в Евросоюз. Так что речь идет лишь о вполне корыстном демарше со стороны Анкары.



Виктор Черецкий: Краеугольный камень доктрины Альянса цивилизаций – мощная экономическая помощь, которую должны оказать европейские страны мусульманским. Ведь все несчастья в этих странах, в первую очередь, международный терроризм, по мнению авторов доктрины, объясняются бедностью. Как только с эти злом будет покончено, то не станет и международного терроризма: не будет взрывов ни в лондонском метро, ни в мадридских электричках, не будут рушиться и нью-йоркские небоскребы.


Правда, отмечают международные наблюдатели, тут тоже не все ясно. К примеру, сами исламские экстремисты больше говорят не о бедности в своих странах, а о желании завоевать и обратить в ислам весь немусульманский мир. И объявленный ими «мировой джихад» - это не борьба за благосостояние, а война за насаждение религии и захват территорий, подобная тем, которые велись арабами в раннем средневековье. Рафаэль Бардахи:



Рафаэль Бардахи: Родригес Сапатеро и другие испанские левые проводят параллели между бедностью и терроризмом. Однако реальность противоречит подобным утверждениям. Родина исламского экстремизма – вовсе не маргинальные районы мира. Самые бедные страны - в Центральной Африке, а не в богатейшем бассейне Персидского залива, где как раз и плодится экстремизм. Если посмотреть на главарей и боевиков «Аль-Каиды», то мы не найдем среди них нищих. Наоборот, все они выходцы из состоятельных семей, из высших слоев общества, многие получили высшее образование, в том числе в странах Западной Европы, и имели возможность жить в полном достатке. Но эти люди добровольно, из религиозных соображений, выбрали «джихад». Так что теория о взаимозависимости бедности и терроризма глубоко ошибочна. Кроме того, мне кажется, речь идет об умышленном обмане общественного мнения, чтобы придать доктрине Альянса цивилизаций гуманный характер.



Виктор Черецкий: Один из постулатов доктрины – необходимость «понимать, проявлять уважение и терпимость» к традициям ислама, что, в свою очередь, должно способствовать взаимодоверию между Западом и исламским миром. Дескать, все проблемы в том, что на Западе люди плохо знакомы с религией, культурой и традициями мусульман, не доверяют исламской цивилизации. Накануне мадридского форума заместитель министра иностранных дел Испании Бернардино Леон заявил, что в его стране уже разработан комплексный план для развития взаимопонимания с миром Ислама. Этот план, по словам Леона, предусматривает проведение разъяснительных кампаний в испанской прессе, в учебных заведениях, путем популяризации исламской культуры, литературы, традиций и так далее. Испания предлагает использовать свой план в качестве образцового - для внедрения в других странах. Начальник Леона - министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос полностью разделяет мнение своего заместителя:



М.А. Моратинос: Мы переживаем кризис взаимопонимания между Западом и странами арабо-мусульманского мира. Поэтому, как указал руководитель нашего правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро, обращаясь к мировому общественному мнению, сегодня как никогда требуется поскорее внедрить в жизнь идеи Альянса цивилизаций.



Виктор Черецкий: Тем временем, критики Альянса обращают внимание на то, что современное европейское общество всегда в целом весьма уважительно относилось к Исламу. Правда, оно не может «проявлять терпимость» ко всем традициям, которых придерживаются некоторые государства и отдельные радикально настроенные сторонники этой религии. В противном случае Запад просто предал бы свои собственные ценности, принципы демократии и прав человека. Вот, к примеру, имеют ли моральное право западные демократии терпимо, да вдобавок с уважением, относиться к такой традиции, как публичные порки женщин или их избиение камнями за супружескую неверность? Или к многоженству, или отсечению рук лицам, уличенным в воровстве, или к преследованию и казням вероотступников, гомосексуалистов и так далее. Эти «традиции» до сих пор вызывали непонимание у европейцев. А теперь, отмечает политолог Рафаэль Бардахи, Альянс цивилизаций предлагает Западу с ними смириться.



Рафаэль Бардахи: Испанские левые проявляют явный цинизм и невежество. Посмотрите, что они делают. К примеру, в Мадриде правящая соцпартия создала общество в поддержку Альянса, то есть организацию для достижения взаимопонимания с мусульманским миром. А ее руководителем они сделали одного из наиболее известных лидеров испанских геев – Педро Сероло. Интересно, как он будет справляться со своими функциями, ведь в Иране, Египте, Саудовской Аравии и других мусульманских государствах гомосексуалистов приговаривают к смертной казни именно за их сексуальную ориентацию. Таким образом, авторы доктрины Альянса демонстрируют незнание ислама и, похоже, вообще не понимают, что творят.



Виктор Черецкий: Такие понятия, как, например, уважение прав и свобод человека, в том числе равноправия женщин и права на свободу мысли, совести и религии, до сих пор считались в мире универсальными, а не только «западными». В качестве таковых они зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН еще в 1948 году. Сторонники Альянса цивилизаций фактически подвергают ревизии этот документ. Рафаэль Бардахи:



Рафаэль Бардахи: Универсальность ценностей демократического общества приносится в ущерб так называемой теории «многообразия современного мира». Фактически нас пытаются убедить в том, что некоторые традиции, даже противоречащие общепринятым нормам, не только имеют право на существование, но и заслуживают нашего понимания и уважения. И не только где-то далеко – в исламских странах, но и здесь на Западе в среде иммигрантов. То есть, мы должны смириться с правом радикально настроенных иммигрантов жить среди нас, в западном мире, по собственным законам, не подчиняясь нормам нашего правового государства. А ведь по конституции все лица, находящиеся в Испании, равны перед законом. К примеру, получается, что, если испанец бьет жену, то он отвечает за это в соответствии с уголовным кодексом и отправляется за решетку, а если радикал-мусульманин это делает, то он не обязан ни перед кем держать ответ, поскольку бить жену ему якобы позволяют его традиции. При таком понимании «многообразия мира» мы фактически предаем демократические традиции, вырабатывавшиеся в течение последних двухсот лет.



Виктор Черецкий: Инициатива Альянса, несмотря на все усилия испанской дипломатии, не нашла особого признания в мире. Даже арабские страны, хотя и были польщены рассуждениями о необходимости уважать все существующие у них традиции, отнеслись к инициативе скорее с юмором. По мнению политолога Бардахи, к международным инициативам люди относятся серьезно, когда за ними стоят влиятельные страны и серьезные авторитетные политики. Испания, занимающая по основным экономическим и социальным показателям в Западной Европе третье место, правда, с конца, опережая лишь Грецию и Португалию, к таковым, по мнению наблюдателей, не относится. В самой Западной Европе испанскую инициативу просто не заметили. Рафаэль Бардахи:



Рафаэль Бардахи: В Европе никто не намерен мириться с традициями и идеями радикалов. После убийства Тео ван Гога в Голландии Европа не склонна проявлять благодушие и терпеть все подряд религиозные идеи. Закон должен быть одним для всех. Об этом говорит Саркози во Франции, Меркель в Германии, Гордон Браун в Великобритании. Мнение здесь одно – все иммигранты, независимо от своей религиозной и национальной принадлежности, должны соблюдать законы страны, в которой они живут. Никаких «островков» радикализма в Европе никто не допустит, поскольку они могут представлять реальную угрозу нашему обществу.



Виктор Черецкий: Некоторые наблюдатели полагают, что, «раскручивая» Альянс цивилизаций перед предстоящими в марте выборами, испанские левые пытаются, кроме всего прочего, отвлечь внимание местной общественности от крупных провалов своей внешней политики. Ведь в последние годы Испания лишилась части дотаций Евросоюза и умудрилась испортить отношения с арабскими соседями – Алжиром и Марокко. А в Латинской Америке Испания терпит сплошные убытки – ее предприятия подвергаются гонениям, особенно со стороны таких режимов, как венесуэльский или боливийский. Рассказывает Рафаэль Бардахи.



Рафаэль Бардахи: Во-первых, следует напомнить, что в Испании скоро парламентские выборы. Во-вторых, внешняя политика правительства Родригеса Сапатеро была крайне неудачной. Таким образом, очевидно желание продемонстрировать избирателям некий успех своего правления, чтобы скрыть его провалы. Испанским руководителям явно хочется сфотографироваться с посланцами разных стран на форуме Альянса, чтобы создать свой положительный образ как лидеров, способных решать мировые проблемы. Беда в том, что их инициатива проигнорирована всеми нашими соседями в Европе, государствами с развитой демократией, и принята незначительным числом стран и то лишь теми, кто хочет, подобно Турции, иметь от участия в альянсе какие-то выгоды.



Виктор Черецкий: По словам политолога Бардахи, претензии нынешней испанской администрации на некое лидерство на мировой арене вызывают лишь улыбку не только у арабов и европейцев – соседей Испании, но и у большинства самих испанцев.


XS
SM
MD
LG