Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитная организация Freedom House опубликовала доклад о положении с гражданскими свободами в мире


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Андрей Шароградский.



Кирилл Кобрин: Лишь 47 процентов государств планеты могут считаться свободными - таков главный вывод ежегодного доклада о положении с гражданскими свободами в мире, опубликованного правозащитной организацией Freedom House . В целом в докладе отмечается глобальная тенденция к ухудшению положения с правами человека. В частности, в России, которая отнесена к разряду "частично свободных стран", наблюдались укрепление авторитаризма и дальнейшее свертывание гражданских свобод.



Андрей Шароградский: Вице-президент Freedom House Арч Паддингтон, комментируя выводы доклада, напоминает несколько событий конца прошлого года, свидетельствующих об ухудшении положения в области гражданских свобод в мире. Среди этих событий - парламентские выборы в России, которые, по мнению авторов доклада, были проведены нечестно; жесткий разгон выступлений оппозиции и введение чрезвычайного положения в Грузии; убийство Беназир Бхутто в Пакистане, где усиливается влияние исламских экстремистов, и беспорядки в Кении, где сотни людей были убиты во время протестов против подтасовок в ходе президентских выборов в этой стране.


По данным, приведенным в докладе Freedom House , в мире сейчас насчитывается 90 стран, которые можно считать свободными, их население составляет чуть более 3 миллиардов человек. К категории "частично свободные" авторы доклада относят 60 стран, в которых проживают 1 миллиард 200 миллионов человек. 43 страны в докладе названы несвободными, в этих странах живут почти 2 миллиарда 400 миллионов человек, или 36 процентов населения земного шара. Из разряда "частично свободных" в "несвободные" в прошлом году перешла Палестинская автономия. В трех странах - на Филиппинах, в Бангладеш и в Кении - перестала существовать демократическая выборная система.


Арч Паддингтон отмечает, что тенденция свертывания гражданских свобод носит глобальный характер. Она отмечена во многих регионах мира, прежде всего в Южной Азии, в республиках бывшего СССР, на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке. Ни в одном из государств, считающихся "самыми несвободными", практически не отмечено улучшения ситуации.


Оценивая ситуацию на постсоветском пространстве, один из авторов доклада, директор исследований Freedom House Крис Уолкер в интервью Радио Свобода отметил, что из 12 бывших советских республик (страны Балтии в этот список внесены не были) 7 являются "несвободными", 4 - "частично свободными" и только одна - Украина - относится к категории "свободных".



Крис Уолкер: Это пространство включает в себя 3 страны, которые оцениваются, как "худшие из худших". Речь идет о Белоруссии, Туркменистане и Узбекистане, где зарегистрировано самое тяжелое положение из всех 193 государств, где было проведено исследование. Большие проблемы возникают и в тех странах, которые стремятся идти демократическим путем. И лишь одно государство - Украина - продолжает добиваться прогресса, несмотря на все препятствия. Большим испытанием была для этой страны серия выборов, прошедших после "оранжевой" революции. Эти выборы были мирными, их участники признали и уважают их результаты, что в целом нехарактерно для стран бывшего СССР, где электоральный процесс гораздо чаще бывает управляемым и подвержен манипуляциям. Это мы видели и на примере России, где в 2007 году наблюдалась консолидация авторитаризма - частично за счет манипуляций на парламентских выборах в декабре. Кроме того, это проявилось и в управлении процессом передачи власти: в конце прошлого года стало уже для всех очевидным, что у обычных граждан России не будет возможности открыто и честно выбирать следующего президента.



Андрей Шароградский: Среди стран, идущих по демократическом пути, в последние годы вместе с Украиной упоминалась и Грузия. Но в 2007 году все изменилось. Что же случилось в Грузии?



Крис Уолкер: Между Грузией и Украиной существует большая разница. Я думаю, что это подтверждение того факта, что постсоветское пространство, несмотря на многие общие проблемы, не представляет собой монолит. И даже среди стран, прилагающих большие усилия ради проведения демократических реформ, есть большие различия. На Украине есть целый ряд имеющих четкую (часто противоположную) позицию политических игроков, которые достаточно сильны, чтобы соревноваться друг с другом. Одна из самых больших проблем в Грузии заключается в том, что там не сформирована серьезная оппозиция, способная противостоять доминирующей политической силе в стране во главе с ее харизматичным лидером. То, что мы видели в Грузии, - результат того, что в главе страны стоит очень сильный лидер, который изо всех сил толкает вперед реформы, но и подавляет при этом естественное недовольство, неизбежно возникающее, когда реформы проводятся в таких сложных условиях. Так что в Грузии нет такого уровня политического соперничества, какой есть на Украине. Обе страны очень разные, но, я думаю, их пример уникален для бывшего СССР, потому что нигде в странах бывшего Советского Союза вы не найдете больше такого развития политических институтов, такого пространства для выражения общественного мнения.



Андрей Шароградский: Среди имеющих большое политическое влияние стран Азии, где в минувшем году отмечалось свертывание гражданских свобод, в докладе упоминаются Афганистан, Бангладеш, Пакистан и Шри Ланка. Ухудшилась ситуация также на Филиппинах, в Бирме и Малайзии. В Египте, Ливане и Сирии, где после 11 сентября 2001 года происходили позитивные сдвиги, теперь эта тенденция прекратилась. Наиболее устойчивым процесс демократизации в 2007 году назван в странах Центральной и Восточной Европы.


Во всех 193 странах, где проводилось исследование Freedom House , использовались одинаковые методика, вопросы и правила, что, по мнению авторов доклада, позволяет объективно оценить положение с гражданскими свободами на основе общих для всего мира стандартов. Организация Freedom House рассчитывает, что докладом воспользуются в своей деятельности как средства массовой информации и неправительственные организации, так и государственные и правительственные структуры разных стран.


Продолжает Крис Уолкер.



Крис Уолкер: После публикации наших материалов во многих странах они очень оживленно обсуждаются. То же самое можно наблюдать, когда свои доклады о положении с правами человека выпускают и другие правозащитные организации. Я полагаю, что главная задача этих докладов - именно позволить вести осмысленные дебаты по этим проблемам в странах, которые охвачены исследованиями. Представители гражданского общества в таких странах, как Россия, должны иметь право обсуждать эти выводы, не боясь преследований, и с надеждой, что станет яснее, где ситуация самая тяжелая, где есть лишь некоторые проблемы, где есть возможность для улучшения, с тем чтобы государственные институты приняли меры, чтобы добиться этого улучшения. На это мы в целом и надеемся. Мы очень рады, когда в любой стране наш доклад привлекает широкое общественное внимание и провоцирует обсуждение наших выводов в гражданском обществе.



Андрей Шароградский: Подробное описание методики проведенного исследования, показателей, на которые обращается особое внимание экспертами Freedom House , можно найти на организации - www . freedomhouse . org .


XS
SM
MD
LG