Ссылки для упрощенного доступа

Борис Тадич: Сербия никогда не признает независимость Косова


Предвыборный плакат Бориса Тадича в Белграде. Январь 2008
Предвыборный плакат Бориса Тадича в Белграде. Январь 2008

Программу ведет Александр Гостев . Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Айя Куге и Андрей Шарый .

Александр Гостев : Совет Безопасности ООН вновь обсудил косовский вопрос. Вновь мировые столицы не нашли согласия по вопросу о независимости формально находящейся в составе Сербии области. Сербия никогда не признает независимость Косова. Эти слова президента Сербии Бориса Тадича сегодня в заголовках всех белградских газет. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Белграде Айя Куге.

Айя Куге : В Белграде с заметным удовлетворением сообщают, что в очередной раз в Совете Безопасности проявились глубокие разногласия о будущем Косова. Белградские комментаторы делают акцент на требования Сербии и России продолжить процесс переговоров. Вот что заявил в Нью-Йорке президент Сербии Борис Тадич.

Борис Тадич : Думаю, что сегодня никто не может с уверенностью прогнозировать, каким будет ход этого процесса. Хорошо известен тот факт, что есть государства, которые поддерживают независимость Косова. Таким образом, они подталкивают временные косовские власти на провозглашение независимости в одностороннем порядке. Однако существует еще и государство, которое абсолютно не поддерживает такую независимость Косова. Я могу констатировать, что в Совете Безопасности ООН нет большинства по вопросу о поддержке независимости Косова. И это хорошая новость для Сербии.

Айя Куге : На финише предвыборной кампании перед президентскими выборами Сербии, выступление в Совете Безопасности нынешнего президента и кандидата на пост главы государства Тадича не может существенно поднять его рейтинг, считают наблюдатели. Ведь сопротивление независимости Косова именно та тема, вокруг которой почти нет разногласий среди сербских кандидатов на пост президента. 7 из 9 кандидатов энергично выступают против независимости Косова от Сербии. На днях правительство Сербии приняло план действий на случай одностороннего провозглашения косовскими албанцами независимости края. Никакие его детали неизвестны, кроме одной - Сербия в Косове воевать не будет. Войска туда могут быть направлены лишь теоретически по приглашению командования международных сил KFOR , если бы в области начались широкомасштабные беспорядки, угрожающие жизни косовских сербов. Президент Сербии Борис Тадич заявил, что сербские войска не будут действовать в Косово.

Борис Тадич : Это бы, прежде всего, угрожало безопасности сербов, угрожало бы и будущему целой страны. Мы этого делать не будем. Свои права в Косово мы намного эффективнее защитим правовыми дипломатическими методами. План действий принят. Жаль, что я не могу говорить о документе, который имеет гриф государственной тайны. В любом случае, мы будем вести себя как ответственное европейское государство с очень твердым подходом, с очень ясной и принципиальной позицией, защищая наши интересы в Косове.

Александр Гостев : Косовский вопрос - один из центральных завершающейся в Сербии кампании по выборам президента республики, первый тур которых назначен на 20 января. На эту тему мой коллега Андрей Шарый побеседовал с известным белградским комментатором, обозревателем службы вещания на языках народов бывшей Югославии Радио Свободная Европа Драганом Штавляниным.

Драган Штавлянин : Конечно, Косово - один из ключевых вопросов этих выборов. Практически все кандидаты в президенты заявляют, что они против независимости Косова, что не согласны даже на обмен независимости Косова на присоединение Сербии к Европейскому Союзу. Только либеральный политик Чедомир Йованович утверждает, что Косово - это балласт для Сербии, что Сербии нужно думать о своих делах, что после преступлений режима Милошевича, Косово заслужило право на независимость. Но Йованович от силы может набрать 10 процентов голосов. Он в меньшинстве.

Андрей Шарый : Известно ли конкретное содержание плана, который Белград обещал применить в случае провозглашения независимости Косова?

Драган Штавлянин : Этот план объявлен государственной тайной, но, похоже, по сути, он представляет собой список пожеланий. Положения этого плана могут применяться в зависимости от развития ситуации. Скажем, известно о возможном введении торговой блокады со стороны Сербии. Конечно, на первых порах в Косове возникнут проблемы, но Косово их относительно быстро решит. Мы это уже проходили 20 лет назад со Словенией. Белград грозил Любляне голодом, а теперь Словения живет в 10 раз лучше Сербии. Вот и Косово. Они со временем найдут другие источники поставок товаров из Албании, Македонии, Черногории. Кончится все тем, что сербские производители потеряют рынок. Тоже касается транспортного сообщения и поставок электроэнергии. Мир сейчас так устроен, что эти проблемы решаются. От такой блокады Сербии было бы больше вреда, чем пользы.

Андрей Шарый : Сколь велика вероятность того, что северные районы Косова, заселенные сербами, в свою очередь отцепятся от Косова?

Драган Штавлянин : Вероятность такого развития событий очень велика. Северная часть Косова - это фактически Сербия. Там живут почти исключительно сербы. И международное присутствие там фактически номинальное. Никто такого решения косовских сербов, конечно, не признает. Ну, появится еще один замороженный конфликт. Однако международное сообщество такое состояние дел, вероятнее всего, проглотит. Наверняка станет больше разговоров о возможности присоединения к Сербии республики Сербская в Боснии, но вряд ли кто-то из серьезных белградских политиков об этом скажет открыто. Дейтонский договор предусматривает особые отношения Сербии и боснийских сербов. Эти отношения и сейчас активно развиваются, и граница по реке Дрине мало что значит.

Андрей Шарый : Как-то меняются в Сербии общественные настроения по косовскому вопросу?

Драган Штавлянин : В Сербии все больше людей понимают, что Косово потеряно. Нынешнему президенту Борису Тадичу, думаю, это понятно. Поэтому Белград и предлагает косовским албанцам все больше и больше. Но это основная проблема сербской политики. Белград всегда опаздывает со своими предложениями на несколько лет. Понятно, что избирателям Тадич не может открыто сказать - я потерял Косово. На практике речь идет о политической торговле с мировым сообществом. Сербия имеет возможность получить и шансы на вступление в Европейский Союз, и северные косовские территории, и специальный статус сербских объектов культуры в Косове, и, действительно, что важно - дополнительные гарантии для косовских сербов.

XS
SM
MD
LG