Ссылки для упрощенного доступа

Уравнение с тремя неизвестными. Ближневосточный мирный процесс и сектор Газа


Ирина Лагунина: В пятницу Израиль полностью закрыл все контрольно-пропускные посты в сектор Газа. Авиация нанесла удар по строению, где разместились боевики движения ХАМАС. По данным ХАМАС, в авиаударе погиб один боевик и один гражданский человек.


По южному Израилю с территории Газы было выпущено 10 ракет. Человеческих жертв, по данным израильской полиции, нет. После рейда, который израильские военные провели во вторник в Газе с целью остановить ракетный обстрел израильской территории, количество выпущенных ракет только увеличилось. Министр обороны страны Эхуд Барак:



Эхуд Барак: Запуски происходят каждый день, и даже сейчас, когда я с вами говорю. Силы обороны Израиля продолжат решительные операции и даже расширят их, чтобы поразить тех, кто совершает эти атаки, - до тех пор, пока обстрел ракетами «Касам» не прекратится.



Ирина Лагунина: После визита на Ближний Восток президент США Джордж Буш заявил, что надеется на то, что мирный договор между Израилем и властями Палестинской автономии будет заключен до того, как он покинет Белый Дом, то есть конца этого года. Мы беседуем с директором Израильско-палестинского информационного центра в Иерусалиме Гершоном Баскиным. Начнем с того, что могут ли на самом деле интересы президента Махмуда Аббаса совпадать с интересами Израиля?



Гершон Баскин: Не думаю, что все цели и все интересы Махмуда Аббаса и израильского руководства совпадают, но, по-моему, в отношении Газы у них одна цель – принести политические изменения в этот район, а соответственно, и разрешить вопросы безопасности, с тем, чтобы палестинские власти получили такой же полный контроль над Газой, какой они сейчас имеют над Западным Берегом реки Иордан. Это – общая стратегическая цель Израиля и руководства Палестинской автономии. И мне кажется, что обе стороны также заинтересованы в развитии устойчивого процесса примирения, в заключении мирного соглашения и в выполнении этого соглашения на практике.



Ирина Лагунина: Махмуд Аббас может быть в этом заинтересован, но есть ли у него возможность влиять на то, что происходит в Газе или хотя бы влиять на ХАМАС? Ведь мир надо заключать не с теми, кто его хочет, а с теми, кто его не хочет. А не хочет мира руководство движения ХАМАС.



Гершон Баскин: По-моему, сейчас палестинским властям стоило бы сконцентрировать усилия на том, чтобы повлиять на израильское правительство и не допустить полномасштабного военного вторжения в Газу, которое может подорвать само существование палестинских властей и мирный процесс. У палестинских властей сейчас практически нет возможности реально изменить положение дел в Газе. За одним исключением – они могут показать, что они – надежное и эффективное правительство для Западного берега, то есть укрепить, в первую очередь, свой престиж. Они должны, например, регулярно выплачивать зарплаты служащим автономии, в том числе и в Газе. Они могут показать людям в Газе, что у них есть лучшее будущее, как и у палестинцев, живущих на Западном берегу.



Ирина Лагунина: Фактически именно это и происходит. Но количество ракет, которые выпускаются с территории Газы по Израилю, от этого только растет.



Гершон Баскин: Палестинские власти не могут это контролировать, как и Израиль. И из-за этого очень сложно определить, какие политические возможности есть у вовлеченных сторон, потому что по-настоящему хороших вариантов нет, нет ничего, что могло бы гарантировать прекращение этих обстрелов, которые в любой момент могут вызвать полномасштабное наступление израильской армии. Единственное, что возможно – это взаимное прекращение огня между Израилем и ХАМАС. Но и это выглядит проблематично, потому что Израиль не заинтересован в укреплении ХАМАС. Израиль заинтересован в ослаблении ХАМАС.



Ирина Лагунина: Но какие-то политические рычаги все-таки должны быть…



Гершон Баскин: Сейчас надо в первую очередь разрядить обстановку, чтобы спокойно рассмотреть, какие политические цели могут быть поставлены и какие могут быть выполнены на данный момент. Мы сейчас на пороге массированного израильского вторжения, ракеты «Касам» падают на израильскую территорию во все больших количествах, одна из этих ракет, в конце концов, попадет в школьный автобус, или в детский сад, или в школу, и тогда у Израиля просто не будет выбора – ему придется вторгнуться в Газу. И именно этого мы и хотим избежать.



Ирина Лагунина: Что могло бы пошатнуть политическое господство ХАМАС в Газе?



Гершон Баскин: Только сами жители Газы. Если они будут считать ситуацию неприемлемой, они выйдут на улицы, как это было когда-то в Праге во время «Бархатной революции» или во время «Оранжевой революции» на Украине. Народное восстание – вот что должно было бы произойти в Газе в ближайшее время. Но этого не произойдет, потому что весь район находится под израильским огнем. А он порождает чувство солидарности – причем не только у палестинцев, но и вообще у всех арабов. Они каждый день видят по телевизору, как израильтяне убивают палестинцев. Так что нынешняя эскалация конфликта подрывает любую возможность того, чтобы голос людей в Газе был услышан.



Ирина Лагунина: Но ведь это не израильтяне выступают с провокациями, это ХАМАС запускает на израильскую территорию ракеты «Касам». И как вы это остановите, если не военными мерами?



Гершон Баскин: По-моему, ХАМАС был бы готов снизить накал противостояния, если бы Израиль пошел на ответные шаги. Мы видели в прошлом, что ХАМАС готов соблюдать то, что они называют «периодом затишья». Я понимаю, что это – краткосрочные меры, но они помогли бы нам взвесить ситуацию и понять, что делать дальше. Нам, например, все еще надо освободить похищенного израильского солдата Гилада Шалита. Более того, мы должны создать ситуацию, при которой люди в Газе не будут голодать до смерти из-за экономической блокады. По-моему, эта политика экономического давления не работает, она не принесет политических перемен в Газе.



Ирина Лагунина: Израильско-палестинский информационный центр под руководством Гершона Баскина только что опубликовал исследование «Возможные политические шаги в отношении Газы». Вы пишете в вашем исследовании, что военная операция пользуется наибольшей поддержкой в обществе. А в правительственных кругах ее тоже поддерживают?



Гершон Баскин: И да, и нет. Люди видят в ней быстрое решение вопроса. Но все также усвоили урок войны в Ливане полтора года назад. Быстрых военных решений нет, а цена за них может быть достаточно высокой. Никто не знает, с чем предстоит столкнуться в Газе и никто не знает, как оттуда потом выбираться. Это – та проблема, с которой сейчас столкнулись США в Ираке. Так что политики не готовы с тем потерям, которые может понести в Газе израильская сторона, как и палестинская.



Ирина Лагунина: Я читаю ваши предложения. Например, вы проводили осенью акцию – сбор учебников для палестинских детей. Неужели вы думаете, что гуманитарная помощь со стороны Израиля приведет к падению популярности ХАМАС?



Гершон Баскин: Думаю, что люди в Газе должны узнать, что мир о них не забыл, что с ними – власти Палестинской автономии, что мы хотим политических перемен, но мы не хотим, чтобы палестинцы в Газе страдали. И по-моему, есть возможность донести до них это послание. Особенно, если позволить работать частному сектору, который вынужден был закрыться в середине июня из-за экономической блокады – сырье в Газу больше не поступает, а готовая продукция из Газы не вывозится. А из-за этого растет количество подземных ходов в Египет, по которым нелегально ввозятся продукты (что плохо для палестинской экономики) и взрывчатка и оружие (что плохо для Израиля). И это уже становится проблемой во взаимоотношениях Израиля и Египта, а потом и Египта и США… Может быть, если снять блокаду, то мы бы и с подкопами под границу могли справиться более эффективно.



Ирина Лагунина: Мы беседовали с директором Израильско-палестинского информационного центра в Иерусалиме Гершоном Баскиным. Израильско-палестинский конфликт перешел из яростной, трудно управляемой и ясно очерченной дуэли в яростный и трудно управляемый шахматный матч. Написала в четверг ведущая американская газета Вашингтон Пост. И каждая из сторон боится, что две другие сыграют против нее. И каждая стремится это предотвратить.


XS
SM
MD
LG