Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Свободолюбивая премия. «Белые слоны» розданы лауреатам


Актриса Зоя Кайдановская, получившая премию «Белый слон» за лучшую женскую роль второго плана, и ее мать — актриса Евгения Симонова

Актриса Зоя Кайдановская, получившая премию «Белый слон» за лучшую женскую роль второго плана, и ее мать — актриса Евгения Симонова

21 января в Московском доме кино на Васильевской улице прошла церемония награждения лауреатов национальной премии кинокритики «Белый слон». Лучшим фильмом 2007 года признан «Груз 200» Алексея Балабанова, лучшим режиссером — Кира Муратова за картину «Два в одном».


О премии Российской гильдии киноведов и кинокритиков «Белый Слон» я беседовал с членом Гильдии киноведов и кинокритиков России, даже членом экспертного совета, обозревателем Радио Свобода Петром Вайлем.


— Петр, в чем отличие премии «Белый Слон» от других премий? Кому по основным номинациям присудили эти премии в этом году?
— Отличие в том, что это присуждают профессионалы, критики. То есть это премия, которая в киношном мире в любой стране ценится особо. Это примерно как «Золотой глобус» в Соединенных Штатах, вот такая аналогия. Что касается того, что произошло сегодня, то тут я имел честь и удовольствие вручать премию за женскую роль второго плана, она досталась актрисе Зое Кайдановской, дочери знаменитого, покойного ныне актера Александра Кайдановского. Она вообще театральная актриса, это ее первая большая киношная роль. Сыграла она в фильме «Ничего личного» у Ларисы Садиловой. Очень хорошо сыграла, так нервно, достоверно, точно, лаконично, в общем, замечательно. Я на этом остановлюсь не только потому, что я вручал этот приз, но и потому, что фильм Ларисы Садиловой один из самых недооцененных. Лариса прекрасный режиссер, занимающий примерно то же место в российском кино, что недавно в итальянском занимали Лилиана Каванни и Лина Вертмюлер, такая, знаете, жесткая, хоть и женская рука. Главный приз за лучшую картину достался самой скандальной картине прошлого года «Груз-200» Алексея Балабанова — о маньяке-милиционере конца советской эпохи, 1984 года. Фильм вызвал столько же отрицательных, резко отрицательных отзывов, сколько и похвал, и восторгов. Вот критики проголосовали за него.


Лучшим режиссером назвали Киру Муратову за фильм «Два в одном», а актерские призы разделились таким образом: мужской предсказуемо получил Сергей Пускепалис за фильм «Простые вещи». Впрочем, Пускепалис уже получал призы и на «Кинотавре», и в Карловых Варах. Что касается женщин, то здесь очень интересно — приз получила Галина Вишневская, знаменитая оперная певица, которая недавно отметила свое восьмидесятилетие, она сыграла в фильме Александра Сокурова «Александра» — о бабушке солдата, воющего в Чечне.


— Петр, приз, который присуждают профессиональные люди, это, может быть, такая интеллектуальная вольница. Понятно, что по профессиональным критериям, очевидно, они присуждают эту премию и вы, в том числе, присуждаете премию. Однако скажем так, идеологическая или свободолюбивая атмосфера витает вокруг премии «Белый Слон» или нет?
— В том-то и дело, что эта премия наиболее свободна от всяческой идеологии. Неловко хулить, что называется, чужие премии, но, понимаете, в остальных случаях так называемые академии, премия «Орел», например, они регулируемы, в то, как «Белого Слона» отрегулировать невозможно. Критики по определению люди глубоко индивидуалистические, амбициозные и неорганизованные. То есть как-то их выстроить в один ряд не удается. Поэтому эта премия не идеологическая, а именно художественная.


— Петр, откройте еще такой секрет. Откуда такое странное название у премии «Белый Слон», вам известно?
— Раньше премия называлась «Золотой Овен», но и «Золотой Овен» мне, честно говоря, тоже непонятен.


— Там понятно было, еще с каким-то золотым руном, по крайней мере, но «Белый Слон», в общем, это что-то из области таинственного в кино. Скажите, пожалуйста, где все это происходит и в какой атмосфере?
— Это происходит в знаменитом Московском доме кино на Васильевской улице, большой зал забит под завязку. Люди стоят и сидят в проходах. То есть старожилы этой премии говорят, что ничего подобного не было. Первые ряды заняты лучшими звездами, это и Виктория Толстоганова, и Алена Бабенко, и Оксана Фандера, и Алла Демидова — парад. Так что все выглядит очень эффектно.


Показать комментарии

XS
SM
MD
LG