Ссылки для упрощенного доступа

Россия и Украина провели переговоры о выводе Черноморского флота с украинской территории


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов и Владимир Ивахненко.



Александр Гостев: В Москве сегодня проходит очередной раунд российско-украинских переговоров по проблемам функционирования и пребывания Черноморского флота Российской Федерации в Крыму. Украинская сторона предлагает обсудить и вопрос о подготовке к постепенному выводу со своей территории российского военного контингента. Как заявил журналистам заместитель министра иностранных дел Украины Константин Елисеев, переговорный процесс продолжается в конструктивной обстановке.



Олег Кусов: Официальный Киев призывает Москву предоставить полную информации о вооружении и численности российских военных в Севастополе. Материал на эту тему подготовил наш украинский корреспондент Владимир Ивахненко.



Владимир Ивахненко: Украинские власти настаивают на инвентаризации объектов и земель, находящихся в аренде у Черноморского флота. Накануне российские морские пехотинцы уже в третий раз не пропустили на территорию радионавигационной станции «Марс-75» судебных исполнителей. Этот объект находится в городе Геническ Херсонской области, он и еще, как минимум, девять маяков в Крыму, по решению местных судов, должны быть возвращены в собственность Украины. Однако, по мнению России, согласно базовому Договору по флоту, ее военные могут использовать все объекты гидрографии, включая и «Марс-75». Это отрицает бывший командующий ВМС Украины Владимир Бескоровайный.



Владимир Бескоровайный: Геническая станция не прописана в договоре нигде. Она там присутствует в плане возможной договоренности на будущее. Это чисто силовое присутствие.



Владимир Ивахненко: Для решения спора вокруг объектов гидрографии Киев может обратиться в международный суд. Впрочем, сейчас глава МИД Украины Владимир Огрызко более важной называет другую проблему. Он предлагает Москве подписать соглашение о постепенном выводе Черноморского флота из Севастополя, чтобы российские военные успели полностью покинуть Крым до предусмотренного Договором 2017 года. «Вывод флота должен быть хорошо подготовлен и проведен цивилизованно», - считает министр иностранных дел. Его позицию разделяют и депутаты Верховной Рады от пропрезидентского блока «Наша Украина - Народная самооборона». Слово - одному из них, Тарасу Стецькиву.



Тарас Стецькив: Я понимаю, что для того, чтобы флот ушел в 2017 году, уже сейчас нужно на межгосударственном уровне готовиться к этому. То есть Россия должна готовить базы, решать, куда переводить, и так далее. Этот вопрос с 2009 года должен находиться в компетенции правительств и оборонных ведомств Украины и России.



Владимир Ивахненко: Некоторые политики и эксперты связывают противодействие Кремля планам по присоединению Украины к НАТО с желанием России продлить срок пребывания в Крыму Черноморского флота.



Тарас Стецькив: Я думаю, что российский флот в 2017 году уйдет из Севастополя. Если кто-то имеет другую точку зрения нужно менять украинскую конституцию. Украина будет вступать в НАТО, и это рано или поздно случится. Хочет этого Россия или не хочет - это для нас не имеет значения. Россия может немного притормозить этот процесс, но она его не остановит.



Олег Кусов: Заместители министров иностранных дел России и Украины Григорий Карасин и Константин Елисеев сегодня обсуждали вопросы инвентаризации имущества Черноморского флота России, базирующегося на территории Украины. Об этом журналистам рассказал Григорий Карасин.



Григорий Карасин: Нам удалось, как сегодня констатировалось на заседании, договориться по ряду направлений, продвинуться вперед, в частности, в очень сложной проблематике инвентаризации. Последние два года вокруг этой тематики шли ожесточенные споры и в политическом классе наших двух стран, и в средствах массовой информации. Сегодня мы с удовлетворением можем констатировать, что методика, которая в свое время была предложена, утверждена экспертами двух стран, и теперь нам предстоит заняться в несколько этапов вопросами реальной инвентаризации того имущества, которое находится сейчас в ведении Российской Федерации и используется Черноморским флотом на территории Украины. Работа такая будет начата на этом уровне уже в феврале-марте. Кроме того, мы обсудили целый ряд вопросов, связанных с другими направлениями функционирования Черноморского флота.



Олег Кусов: Обе стороны охотно идут на компромиссы, заявил заместитель министра иностранных дел Украины Константин Елисеев.



Константин Елисеев: Наши переговоры проходили в очень теплой, конструктивной обстановке. Мы пытались найти все-таки общее понимание решения вопросов, которые уже находятся на повестке дня много лет. Я очень рад констатировать, что есть политическая воля с двух сторон все-таки находить взаимоприемлемые компромиссы в определенных вопросах, которые являются, давайте скажем честно, и болезненными для нас, с тем чтобы все-таки прийти к тому, что вопросы должны быть урегулированы рано или поздно. Я хотел бы присоединиться к тем словам о достижениях, о прогрессе, которого нам удалось достичь сегодня. Мы также нашли общие точки соприкосновения по вопросам, связанным с юридическими аспектами. Работа будет продолжаться. Главное, что мы определили механизм, как это должно происходить.



Олег Кусов: Заместитель директора Информационно-аналитический центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов считает, что перспективы окончательных договоренностей по Черноморскому флоту между Москвой и Киевом остаются туманными.



Алексей Власов: Проблема состоит не в технической стороне вопроса, а, я бы сказал, в политическом несходстве позиций. Потому что для Украины это вопрос дальнейшего вектора развития, который связан прежде всего с дальнейшим вхождением страны в НАТО, и проблема Крыма - для нее это проблема, которая в определенном смысле сдерживает продвижение Украины в западном направлении. Но российская позиция тоже, в общем-то, всем очевидна. И здесь степень несходства настолько велика, что можно достичь какого-то временного компромисса, но найти форму соглашения, которое бы устраивало и Россию и Украину в долгосрочной перспективе, я в этом смысле пессимист и полагаю, что если даже стороны сейчас достигнут соглашения, оно будет носить только временный характер. Главный вопрос - геополитический. Сейчас Украина для нас - это проблема номер один, в гораздо большей степени, чем все споры, которые идут вокруг Транскаспийского, Прикаспийского трубопроводов и центрально-азиатской проблемы. Если Россия потеряет Украину как реального, по крайней мере, я не говорю партнера, а страну, которая придерживается многовекторной политики, если внешнеполитический курс Украины - а проблемы Крыма несомненно с этим тесно связаны - станет однозначно прозападным, то издержки, которые понесет Россия, будут исчисляться не долларами, рублями или евро, а это будет утрата стратегического ресурса для, по крайней мере, сохранения своих позиций на постсоветском пространстве.



Олег Кусов: Говорил заместитель директора Информационно-аналитический центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов.


XS
SM
MD
LG