Ссылки для упрощенного доступа

Совет Федерации обсуждает проект закона об Интернете


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.



Александр Гостев: Комиссия по информационной политике Совета Федерации сегодня рассмотрела модельный проект закона об Интернете. После длительного обсуждения члены комиссии пришли к выводу, что Интернет не нуждается в специальном законе, а текст уже подготовленного законопроекта предложили положить в основу декларации об использовании глобальной сети, принять которую будет предложено государствам, входящим в СНГ.



Марьяна Торочешникова: Подготовка проекта модельного закона об Интернете началась в прошлом году, когда по инициативе комиссии по информационной политике Совета Федерации Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ включила его в программу разработки модельных законодательных актов и рекомендаций, хотя разговоры о необходимости правового регулирования Интернета ведутся на протяжении многих лет. В России до сих пор нет четких и понятных правоприменителям толкований основных терминов Интернета. Постоянно ведутся споры о том, являются ли сайты средствами массовой информации, юристы не находят согласия в отношении того, что считать владением доменным именем, является ли оно товаром или услугой, кто и как может им распоряжаться. Непонятно, кто несет ответственность за информацию, размещенную на серверах: владелец сервера, владелец доменов, владелец авторских прав на данный сайт или кто-то еще. Что делать со спамом? Каким образом регулировать рекламу в Интернете?


Законопроект об Интернете, представленный сегодня в Совете Федерации, лишь отчасти дает ответы на эти вопросы. Говорит руководитель службы блогов компании "Суп" Антон Носик.



Антон Носик : Он, с одной стороны, закон обо всем, а с другой стороны, в нем даже определения спама не содержится, хотя понятно, что закон номер один, который должен быть принят в России. Проблема в том, что с 99-го года готовили закон об Интернете. Закон об Интернете принципиально такой большой, что он не влезает ни в один лифт. Это такой большой вопрос... И когда все с вами согласны в той части, где вы пишите про спам, с вами все не согласны в той части, где вы пишите, что такое домен. Нельзя принимать один закон, в котором написано, что такое спам и что такое домен, потому что тут есть консенсус, а тут есть диспут. Соответственно, разумеется, надо принимать изолированно. И дальше слово автору нашего закона о СМИ господину Федотову, который говорит, что с использованием Интернета это отягчающее обстоятельство или смягчающее обстоятельства, разобраться, вписать. Это собрались в Государственной Думе, проголосовали поправку к статье УК, ауфидерзейн. А еще, есть же помимо статей УК, есть же разъяснения к статьям УК, это же еще более подзаконный акт, который еще проще поменять. Закон об Интернете конкретно на моей памяти девять лет комиссия, "шмиссия", Дума, Совфед, фракции, ворох публикаций, интервью, депутат Тарычев из "Единой России" говорил, что он готовит закон об Интернете, четыре года назад, Юрий Лужков писал в "Известиях", что закон об Интернете нужен, нужен, нужен. Любой человек может написать закон об Интернете. Общеизвестно, что там, где Интернетом пользуются сотни миллионов человек, такой закон не потребовался никому из этих сотен миллионов человек.



Марьяна Торочешникова: По большому счету, модельный закон - это некий шаблон наподобие типового договора. Его положения носят не обязательный, а рекомендательный характер и предлагают возможные, но не конечные варианты решения правовых споров. По мнению одного из разработчиков законопроекта, эксперта Института развития информационного общества Юрия Храмова, Интернет следует рассматривать как один из способов передачи информации, с этих позиций и написан законопроект.



Юрий Храмов: Ситуация у нас в стране ненормальная сложилась. Связано это с двумя крайними позициями. Есть позиция людей, которые считают, что регулировать надо вообще все, и есть позиция людей, которые считают, что Интернет - это нечто виртуальное и регулироваться не может никак. Ни одна, ни другая позиция, они неправильные. В трактовках того проекта, который давали мы, Интернет - это только транспорт. Мы с вами, говоря о том, что нарушаются авторские права или еще что-то, мы говорим о том, как этот транспорт используется.


В чем опасность, когда говорят о том, что Интернет нельзя регулировать? Мы, во-первых, убеждаем себя в том, что это никак не регулируется, а, соответственно, мы никакие права свои не докажем. И вторая опасность - мы даем почву для злоупотреблений тем, кто хочет злоупотреблять. Вот этот модельный проект, проект модельного закона, который сегодня представлялся, он не говорит о контенте. Поэтому о цензуре либо ее ограничении мы, в общем-то, не говорили. Там есть некоторые общие положения, в частности статья 5, в частности пункт 1-й: обеспечение прав и свобод граждан, включая право на использование Интернета и доступ к размещенной в нем информации. Здесь есть целый ряд аспектов, которые касаются прав гражданина, прав человека и сокращают до минимума риски ограничения, необоснованного ограничения этих прав.



Марьяна Торочешникова: По мнению сенатора Людмилы Нарусовой, правовое регулирование Интернета необходимо, поскольку в недобросовестных руках он может превратиться в средство преступления. Через Интернет распространяются детская порнография, призывы к межнациональной розни, насилию, материалы экстремистской направленности. Однако государство должно очень осторожно вмешиваться в регулирование сети.



Людмила Нарусова: Часто бывает, что у нас благие намерения оборачиваются борьбой с инакомыслием или свободой слова, которую уж не только в печатных, но и в виртуальных тем более средствах массовой информации никоим образом осуществлять нельзя. Поэтому в каждом конкретном случае нужно разбираться. Но то, что некоторые ретивые руководители в регионах очень хотели бы запихать, прощу прощения за непарламентское выражение, Интернет-пространство в прокрустово ложе по образцу Кореи, арабских стран или Китая, к сожалению, есть и нас это очень беспокоит.



Марьяна Торочешникова: Впрочем, считает член независимого экспертно-правового совета Алексей Голощапов, цензуру в Интернете вести будет не так просто, для этого пришлось бы менять Конституцию.



Алексей Голощапов: Технически это сделать на сегодняшний момент, может быть, не так просто, как кажется, хотя, наверное, эти опасения имеют место. Но, с другой стороны, необходимо напомнить, что есть и Конституция, которая гарантирует нам свободу слова, свободу переписки и свободу иных сообщений, так же Конституция нам гарантирует свободу массовой информации. Ограничение этих прав, возможно, потребует пересмотра Конституции.



Марьяна Торочешникова: В ближайшее время текст модельного законопроекта об Интернете будет опубликован на сайте Совета Федерации. Члены комиссии, участвовавшие сегодня в обсуждении этого документа, пришли к выводу, что России не стоит спешить с принятием специального закона. Скорее, законопроект стоит рассматривать как основу для будущей декларации об использовании глобальной сети, принять которую будет предложено государствам, входящим в СНГ.




XS
SM
MD
LG