Ссылки для упрощенного доступа

Сергей Романенко о втором туре выборов президента в Сербии


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие эксперт по Балканам Сергей Романенко.



Михаил Саленков: Мы обсудим влияние России на результат выборов в Сербии. На прямой связи по телефону с московской студией Свободы Сергей Романенко, эксперт по Балканам.


Сергей Александрович, как вы думаете, насколько велико было влияние России здесь?



Сергей Романенко: Вы знаете, я прежде всего хотел бы сказать, что многие средства массовой информации очень упрощенно рисуют картину и говорят даже в новостях: националист Николич, сторонник сближения с Россией, и сторонник сближения с Западом Борис Тадич. Я думаю, что Борис Тадич абсолютно так же выступает, а может быть, даже в большей степени, за хорошие отношения с Россией, как и Николич. Другое дело, что он является политиком прагматичным и хочет использовать положение Сербии в отношениях между Россией и Евросоюзом. Дело в том, что и Россия заинтересована в Евросоюзе, и Евросоюз заинтересован в России, и тут никаких непреодолимых противоречий и противопоставлений нет. Что же касается роли России, то мне кажется, что очень удачным ходом нынешнего переизбранного президента была поездка в Москву, где был подписан известный протокол о сотрудничестве в нефтегазовой области. Хотя, честно говоря, некоторые часть сербских экспертов и некоторая часть общества относится к нему довольно критически, во-первых, из-за цены, которую должна заплатить Россия, а во-вторых, потому что не был проведен тендер. Но это уже, так сказать, сейчас, на данный момент, технические подробности.



Михаил Саленков: Сергей Александрович, а можно спрогнозировать, как теперь будут развиваться российско-сербские отношения, учитывая, что Сербия, насколько я понимаю, будет стремиться к вступлению в Европейский союз?



Сергей Романенко: Вы знаете, Сербия и лично Тадич, собственно, этого и не скрывали. Но я еще раз хочу сказать, что одно не противоречит другому, это просто вытекает из ее политического положения, Сербии, геоэкономического. Поэтому я думаю, что Сербия заинтересована в хороших отношениях с Россией, и экономических, и не только в нефтегазовой области. Я думаю, что тут существуют определенные перспективы.



Михаил Саленков: Говоря о выборах в Сербии, нельзя не вспомнить край Косово. Можно как-то спрогнозировать действия нового президента и правительства Сербии, если в одностороннем порядке в Косове все-таки объявят независимость? И опять же очень много говорилось о том, когда это произойдет, и в основном прогнозы были такие, что независимость объявят сразу после президентских выборов.



Сергей Романенко: Вы знаете, может, во-первых, не сразу, а пройдет какое-то время, хотя бы несколько дней. Потому что необходимы консультации, конечно, новые, учитывая сложившуюся ситуацию. Во-вторых, вы сказали - правительство, так дело в том, что непонятно, что будет с правительством, потому что в результате победы Тадича довольно сильно ослабли позиции премьер-министра Коштуницы, и некоторые политические деятели, аналитики считают, что он должен подать в отставку. Потому что он отказал в поддержке нынешнему президенту на выборах. Поэтому, в общем-то, неизвестно, кто будет премьер-министром. По крайней мере, пока, на данный момент существует такая неопределенность. Что же касается судьбы Косова в общем, то мне представляется, что в таком стратегическом плане, конечно, провозглашение независимости неизбежно, но когда это будет, хочу еще раз сказать, это вопрос пока открытый.



Михаил Саленков: Сложно сказать, какие действия сможет сербское правительство и президент предпринимать в этом случае?



Сергей Романенко: Известно, что Борис Тадич является противником решительных и агрессивных мер, и он выступает за то, чтобы косовская проблема была решена, так или иначе, политическим путем. А что касается конкретной программы, которая была принята незадолго до выборов, то она является высшим государственным секретом Сербии.


XS
SM
MD
LG