Ссылки для упрощенного доступа

Комитет защиты журналистов обнародовал ежегодный доклад о свободе прессы в различных странах мира


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марк Крутов.



Дмитрий Волчек : Авторитетная международная организация Комитет защиты журналистов со штаб-квартирой в США обнародовала ежегодный доклад о свободе прессы в различных странах мира. Российские защитники прав журналистов дополняют выводы, приведенные в докладе. Над темой работал Марк Крутов.



Марк Крутов : 2007 год стал рекордным по числу погибших журналистов за последние 13 лет - 65 человек, из которых почти половина была убита в Ираке. 70 процентов журналистов стали жертвами преднамеренных убийств. В докладе говорится и о фактах преследования журналистов в других странах, в том числе в России. Отдельной строкой отмечается, что неугодные российским властям публикации все чаще приравниваются к экстремизму - а это по новому закону является поводом для уголовного преследования. Вот что рассказал в интервью Радио Свобода сотрудник Комитета защиты журналистов Фрэнк Смит:



Фрэнк Смит: Самым опасным местом для журналистов остается Ирак. В 2007 году в Ираке были убиты 32 журналиста, столько же, сколько в 2006. А по количеству арестованных и заключённых в тюрьму журналистов на первом месте в мире девятый год подряд остаётся Китай. Большинство из заключенных - интернет-журналисты, обвиненные в антигосударственной деятельности. На втором месте по количеству арестованных журналистов - Куба.


Ситуация в России по-прежнему вызывает серьезную озабоченность. В 2007 году мы не видели никаких улучшений. В России продолжается «закручивание гаек» в отношении свободных, независимых журналистов. Деятельность органов информации российские власти ограничивают все больше. Помимо гонений на прессу, нас волнует то, что подавляющее большинство убийств журналистов остается нераскрытым. Это касается даже таких громких на весь мир дела, как убийства Пола Хлебникова и Анны Политковской. Не ведется эффективного расследования убийств, и, к сожалению, еще очень далеко до того, чтобы люди, стоящие за этими преступлениями, были преданы суду.



Марк Крутов : Говорил сотрудник Комитета защиты журналистов Фрэнк Смит. За последними случаями преследования журналистов в России далеко ходить не надо. Сегодня в Санкт-Петербурге начался суд над оппозиционным журналистом Николаем Андрущенко. Заместителя главного редактора газеты "Новый Петербург" обвиняют в публикациях тенденциозных и клеветнических материалов. На сегодняшнем заседании суда побывала корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : В городском суде рассматривались кассационные жалобы на меру пресечения, выбранную для журналиста, арестованного 24 ноября прошлого года. На суде была заместитель главного редактора закрытой газеты "Новый Петербург" Алевтина Агеева.



Алевтина Агеева : Адвокаты опирались, прежде всего, на его плохое здоровье - ему 64 года, у него астма, глаукома, на 30 процентов ухудшилось зрение, пока он сидит в тюрьме, высокое давление, он все время находится в состоянии гипертонического криза. Предъявляли справки. Прокуратура сидела спокойно, потому что она знала, какое будет решение.



Татьяна Вольтская : Почти четыре часа адвокаты излагали свои доводы о необходимости выпустить под подписку о невыезде пожилого больного человека, не подозреваемого в совершении тяжких преступлений, но суд оставил Андрущенко под стражей до 21 марта. Алевтина Агеева считает, что потом его выпустят, ибо главная задача властей - не дать журналисту выступать в печати до выборов.



Марк Крутов : В начале февраля еще один российский журналист, Александр Косвинцев, получил политическое убежище на Украине. Косвинцев опубликовал в кемеровской газете «Кузнецкий край» и еженедельнике «Российский репортер» несколько критических статей о губернаторе Амане Тулееве. После этого в его адрес стали поступать угрозы со стороны силовых структур:



Александр Косвинцев: Со мной, как с журналистом, безусловно, там справились. Но когда я вошел в состав "Объединенного гражданского фронта" Гарри Каспарова, организовывал его визит в Кемерово, в частности, и после этого как раз была совершена первая провокация в отношении члена "Объединенного гражданского фронта", когда меня сняли с рейса, отпустили через суд и так далее, и так далее. Я думаю, что именно политическая деятельность была такой же составляющей, как и журналистская. Донос губернатора Кемеровской области, где он прямым текстом писал, прокурору своему писал: "Мы внимательно следим за деятельностью Косвинцева и как редактора газеты "Российский репортер", и как руководителя местного отделения "Объединенного гражданского фронта". И принимаем соответствующие ситуации меры". Ну, вот меры эти выливались в различные провокации, прослушку телефонов, слежку постоянную, визиты милиционеров и так далее.


Я получил очень серьезное предупреждение от людей, которые работают в силовых структурах, действующие сотрудники, они говорили мне так примерно - будь аккуратен, не ездей один, тебя на трассе остановят и под видом гаишника изобьют или тебе подложат какой-нибудь пакетик с наркотиками.



Марк Крутов : Говорил российский журналист Александр Косвинцев, получивший политическое убежище на Украине.



XS
SM
MD
LG