Ссылки для упрощенного доступа

Как Америка стала Америкой





Александр Генис: Недавно Национальная библиотека приобрела за огромные деньги старинную карту, на которой впервые упоминается название «Америка».


О том, как и почему это произошло, слушателям «Американского часа» поведает Владимир Гандельсман, подготовивший свой рассказ по материалам американской прессы.



Владимир Гандельсман: Прислушиваясь к речам претендентов на пост президента Америки, таким, как Руди Джулиани с его «12-ю обязательствами по отношению к Америке» (которые он берет на себя, став президентом), или Джона Эдвардса с его «Путем к единой Америке», словно бы принимаешь на веру, что само слово «Америка» имеет некий специфический резонанс, что оно, это слово, обладает некоторой значительностью. В самом деле, что значит это имя: «Америка»?


Происхождение не этническое, не демографическое, как, скажем у французов (от франков). Трудно определить. Неуловимая природа этого самого знаменитого в мире «бренда» была представлена недавно, как еще никогда раньше не представлялась: Библиотека Конгресса объявила о приобретении нового экспоната, в добавление к постоянной коллекции под названием «Документы христианской Америки», – о приобретении карты размером примерно полтора метра на два с половиной. Что же это за карта? За свою 200-летнюю историю Библиотека не ждала дольше и не платила больше за один экспонат. Ожидание длилось 100 лет, а обошлась карта в 100 миллионов. Это последний из сохранившихся экземпляров карты 1507 года, сделанной немецким лотарингским картографом Мартином Вальдземюллером, – карты, на которой впервые появились эти волшебные семь букв: АМЕРИКА.



Александр Генис: Знаете, Володя, несколько лет назад мне довелось, задолго до покупки, беседовать о ней с Библиотекарем Национальной Библиотеки, Джеймсом Билингтоном (мы вручали ему премию «Либерти», как автору лучшей американской книги о России «Икона и топор»). Тогда еще только обсуждалась дорогостоящая покупка, и многие в верхах были против такой траты. Но Билингтон сказал мне, что он всех переубедит, потому что такая карта – свидетельство о рождении Америки, бесценный документ, который заменяет Новому Свету бесконечные генеалогические редкости Старого Света. Как видим, библиотекарь настоял на своем.



Владимир Гандельсман: Да, и для того, чтобы приютить такой дорогой экспонат, Национальный Институт Стандартов и Технологии изготовил специальную герметичную камеру весом около тонны, наполненную аргоном и создающую необходимые условия хранения. Так хранятся лишь Декларация Независимости, Конституция и Билль о Правах.


История наименования Америки Америкой вроде бы известна: Америго Веспуччи (1454-1512), мореплаватель, по происхождению флорентиец, участник нескольких испанских и португальских экспедиций к берегам Южной Америки, названной им Новым Светом, впервые высказал предположение, что эти земли – новая часть света, которую этот самый Вальдземюллер и назвал в 1507 году по имени Америго Веспуччи Америкой.



Александр Генис: Интересно, что Колумб, сам, между прочим, профессиональный картограф, назвал открытую им землю «Другим Светом», а Америго придумал лучшую метафору - «Новый Свет», что обещает метафизическую перспективу – начать жизнь с начала.



Владимир Гандельсман: Веспуччи исторически как бы перехитрил не Колумба-первооткрывателя, а Колумба-рыночного дельца, дав свое имя целому полушарию земли, чего он, в общем-то, не заслуживал. Эмерсон писал:



«Странно, что эти обширные земли вынуждены носить имя вора Америго Веспуччи (...), этого торговца огурцами из Севильи, который сумел-таки в этом лживейшем из миров вытеснить имя первооткрывателя Колумба и окрестить своим бесчестным именем полземли».



Дело в том, что Америго начинал свою деятельность в качестве торговца, отправившись в 1490 в Севилью. Там он поступил на службу в богатый торговый дом флорентийца Берарди. Так как этот дом ссужал Колумба деньгами для его второго путешествия (1493 года), то можно полагать, что Америго знал испанского адмирала по меньшей мере с этого времени. Колумб еще незадолго до своей смерти рекомендовал его своему сыну, как честного, надежного человека. После смерти Берарди, Америго, в декабре 1495 года, стал заведовать отчетностью этого торгового дома, и был занят снаряжением третьей экспедиции Колумба . Успех предприятия этого мореплавателя внушил Америго мысль оставить торговое дело, чтобы познакомиться с новооткрытою частью света. Впоследствии он сам принял участие в трех экспедициях к новому материку.



Александр Генис: Не очень понятно, почему это мореход заслужил такое презрение Эмерсона.



Владимир Гандельсман: Проблема этой истории, истории, в которой имя «Америка» оказалось жизненным и стало синонимом процветания, – неточность. История начинается с картографа Вальдземюллера, который и предложил назвать так открытые земли. А Америго здесь ни при чем. В справочнике, где были представлены новейшие географические открытия, была и карта с именем Америка.


Случилось это в лотарингском городке Сан-Диэ, где в 1507 году, под именем Гилакомила или Илакомила, были напечатаны переведенные с французского путешествия Америго Веспуччи. Недостаток сочинений, писанных рукою Колумба , и необыкновенное усердие, с которым друзья Веспуччи, в том числе и король Рене II , известный любитель географии, старались распространять известия о его путешествиях, имели последствием, что любознательная публика встретила эти первые сведения о Новом Свете всеобщим одобрением. Книга Вальдземюллера обратила на себя большое внимание и имела четыре издания (1507, 1509, 1535 и 1554 годы). Его предложение назвать Новый Свет, в честь Веспуччи, «Америкой» вскоре было всеми одобрено.



Александр Генис: В общем, игра случая. Если бы фортуна была справедливей, мы могли бы жить в Колумбии. И ведь действительно многие видные американцы хотели переименовать свою страну в честь Христофора Колумба.



Владимир Гандельсман: Тем более, что, по мнению ученых, сочинения, вышедшие в свет под названием «Путешествий Веспуччи», были писаны не им и заключали в себе множество противоречий. Игра случая, поддельные письма с описанием путешествий, вера картографа Вальдземюллера в их подлинность, – так творилась эта история.



Александр Генис: Раз уж так вышло, давайте углубимся в этимологию имени Америго Веспуччи, какова этимология самого слова «Америго»?



Владимир Гандельсман: Есть мнение, что слово происходит от старо-немецкого Almaric , что значит в переводе «рабочая линейка». Один историк сказал, что это «забавно подходящее название для нового мира и прогресса». Интересно еще и то, что Америка — самый большой объект, названный в честь реального человека. Она вообще первый географический объект, носящий имя человека. Города — бывало, но не творения природы.



Александр Генис: Александрия, например.



Владимир Гандельсман: Объекты, существующие искони, называться могли лишь исконными именами, как бы вовсе и не людьми придуманными.Но у меня есть своя версия, почему прижилось имя Америка и почему оно стало символом процветания. Потому что по-английски «Америка» созвучна английскому слову, означающему чудо – «миракл». Приставим к нему артикль и получим почти анаграмму: America is a miracle !


Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG