Ссылки для упрощенного доступа

Суд отказался перевести Василия Алексаняна в специализированную клинику


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Александр Гостев : Суд в Москве в среду приостановил процесс по делу бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна, однако отказался перевести смертельно больного Алексаняна в специализированную клинику. Его будут лечить в больнице следственного изолятора "Матросская тишина", где он содержится. Над этой темой сегодня работала моя коллега Марьяна Торочешникова.



Марьяна Торочешникова : Несмотря на то, что происходившее в Симоновском суде Москвы называется "слушаниями дела по существу", фактически к рассмотрению существа обвинения бывшего топ-менеджера ЮКОСа никто не приступал. Коллегия из трех судей рассматривала ходатайство адвокатов, которые на протяжении последних месяцев добиваются изменения меры пресечения для Василия Алексаняна и требуют перевести его в специализированную клинику. В итоге судебная коллегия определила производство по делу Василия Алексаняна приостановить до прохождения им курса лечения. Меру пресечения в виде заключения под стражу оставить без изменения. Говорит адвокат Василия Алексаняна Елена Львова.



Елена Львова : Суд должен был разрешить два вопроса - приостановить производство дела в связи с наличием тяжкого заболевания. Тяжкое заболевание подтверждается наличием медицинского заключения. И второй вопрос - изменить меру пресечения или не изменить. С одной стороны, суду очень просто было написать, что нет оснований для освобождения из-под стражи и точка. Но суд как раз попытался каким-то образом еще кое-что разъяснить, и вместо этого создал, с моей точки зрения, противоречия. С одной стороны, приостановление понятно - потому что человек не может одновременно лечиться и участвовать в судебном заседании. Хотя бы это стало ясно суду, что его надо лечить, а не возить сюда каждый день на заседания. Но, с другой стороны, он не может выздороветь, то есть возвратиться не может в судебное заседание, потому что он неизлечим! Он смертельно болен. Этого можно достичь только какой-то более или менее относительной ремиссией.



Марьяна Торочешникова : Кроме того, суд указал, что Алексанян может получать лечение и в условиях следственного изолятора. В связи с этим адвокаты Василия Алексаняна пришли в замешательство. Ведь в справке, представленной руководством "Матросской тишины" в суд, говорится о необходимости лечения в специализированной клинике. Говорит Елена Львова:



Елена Львова : Вот эта справка. Еще раз могу зачитать: "Алексанян находится в инфекционном отделении больницы с 26 октября 2007 года по настоящее время. 4 февраля проведен консилиум в составе заведующего Городским гематологическим центром Ивановой, врача Маркарян и кандидата медицинских наук Лазарева. Заключение: на основании клинической картины, результатов гистологического и иммунногистохимического исследования биопсии лимфоузла, установлен диагноз - Т-клеточная лимфома в 3В стадии на фоне ВИЧ-инфекции. Показано поле- и химиотерапию в сочетании с противовирусной терапией в условиях гематологического стационара. Дополнительно 4 февраля проведена совместная консультация заместителя руководителя Федерального научно-методического центра профилактики и борьбы со СПИДом доктором медицинских наук Юрина и руководителя Центра противотуберкулезной помощи ВИЧ-инфекции доктора медицинских наук Фроловой. Заключение: лечение Т-клеточной лимфомы должно проводиться в соответствии с назначением гематолога (то есть в условиях Гематологического центра!). Схема антиретровирусной терапии будет определена после получения результатов лабораторных исследований и назначение цитостатической терапии, для чего будет проведена повторная консультация инфекциониста". Поэтому о каком лечении в условиях следственного изолятора, пишет суд, я не понимаю!



Марьяна Торочешникова : Тем не менее, прокурор Николай Власов, представляющий государственное обвинение в процессе над Алексаняном, никаких противоречий в определении суда не увидел, подчеркнув, что содержание под стражей не исключает возможности перевода Василия Алексаняна в специализированную клинику.



Николай Власов : Данное решение правомерно и основано на требованиях закона. Данный вопрос в области медицины, а не в области юриспруденции. Судьи не медики, они юристы. И вопросы они решают на основании тех медицинских документов, которые им представлены. Если медицинские работники считают, что нужно его переводить в какое-либо другое медицинское учреждение, значит так оно и будет. В любом медицинском учреждении можно организовать охрану и содержание под стражей. В любом!



Марьяна Торочешникова : Адвокаты Василия Алексаняна уже заявили, что в случае, если их подзащитного оставят в следственном изоляторе, они обжалуют решение суда и продолжат добиваться перевода Алексаняна в специализированную клинику.


Тем временем в Москве продолжаются акции в поддержку Василия Алексаняна. Сегодня стало известно о том, что общественные деятели и представители творческой интеллигенции, среди которых Инна Чурикова, Лия Ахеджакова, Алла Гербер, Владимир Войнович и многие другие, заявили о своей готовности дать поручительство за Алексаняна - лишь бы ему изменили меру пресечения. Накануне в поддержку бывшего топ-менеджера ЮКОСа выступили правозащитники. В открытом письме они требуют остановить расправу над Василием Алексаняном.


Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, чья подпись тоже стоит под письмом, так прокомментировала сегодняшнее решение суда:



Людмила Алексеева : Те, кто писали письма по поводу дела Алексаняна, требовали, прежде всего, перевести его в специализированную клинику. От того, что его не будут возить на суд, он будет умирать в тюремной больнице, что изменится? Пока его не перевезли в специализированную клинику, эти требования не прекратятся, потому что Алексаняна по-прежнему не лечат так, как его надо лечить.



Марьяна Торочешникова : По мнению одного из лидеров «Союза правых сил» Бориса Немцова сегодняшнее решение о приостановлении слушаний небольшая, но все-таки победа тех, кто борется за Василия Алексаняна.



Борис Немцов : Естественно, по-человечески было бы во всех смыслах правильно, и с точки зрения гуманизма, и с точки зрения выполнения решения Европейского суда по правам человека, чтобы Василия отпустили уже, в конце концов, дали ему возможность лечиться, тем более что он болен смертельными болезнями. Тем не менее, я считаю, что это хоть и небольшая, но все-таки победа тех людей, которые боролись за справедливость, боролись за то, чтобы перестали его пытать. Я очень надеюсь на то, что сейчас тюремные власти примут правильное решение. Зная повадки путинской бюрократии, могу сказать, что для того, чтобы снять с себя ответственность, они, скорее всего, отправят его лечиться в гражданский стационар, и это будет правильное решение, которое снимет с них подозрение, что они палачи. Я бы очень хотел в это верить, но считаю, что еще рано прекращать борьбу за его жизнь, нужно ее продолжать.



Марьяна Торочешникова : Теоретически судебные слушания по делу Василия Алексаняна должны возобновится после его выздоровления. Однако, по мнению специалистов, в данном случае о полном выздоровлении говорить не приходится. Тем не менее, по слов адвоката Геворга Дангяна, минимальный курс терапии, который необходим Василию Алексаняну, составит не менее 5 месяцев.




XS
SM
MD
LG