Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Чешские кладоискатели


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Александра Вагнер.



Алексей Кузнецов: Чешским полиция недавно передала местным археологам уникальную коллекцию, а по сути - клад, который случайно был найден в сгоревшей пражской квартире. Кладоискатель, погибший во время пожара, как выяснилось, не возвращал находки государству, а продавал за границу. О подпольном кладоискательском бизнесе в Чехии рассказывает наш корреспондент.



Александра Вагнер: В обычной однокомнатной квартире в Праге после пожара и гибели хозяина обнаружили три тысячи медных и оловянных бытовых изделий и украшений, принадлежавших нашим предкам, жившим аж в Бронзовом веке. А самым ценным в этой коллекции оказалось уникальное женское украшение, которое, как считают чешские археологи, было сделано в 3 тысячелетии до нашей эры, а может быть даже раньше, однако точно датировать находку им не удалось. Продолжает археолог Ян Простржедник из пражского Института охраны и документации исторических объектов.



Ян Простржедник: Эта находка повергла археологов в ужас! Мы поняли, что клад, который обнаружили совершенно случайно - лишь малая часть существующих у частных коллекционеров артефактов, которые могли бы помочь специалистам в их исследованиях. Нам ничего не остается делать, как отправится в те места, которые мы уже обследовали, и выкопать все, что там осталось.



Александра Вагнер: Магазины, предлагающие всевозможные металлоискатели и другие приборы и инструменты для «охотников за приключениями», можно найти практически в каждом крупном чешском городе. Пользоваться ими запрещено лишь в национальных парках. Тем не менее, археологи говорят, что часть переданных государству кладов найдена именно там. Только в природном заповеднике «Чешский рай», что находится в 50-ти километрах на северо-восток от Праги, ежегодно арестовывают около десятка самозваных следопытов». Добросовестные кладоискатели обмениваются опытом в Интернете, где даже публикуют фотографии своих находок.


Археолог-любитель Эмил Малый говорит, что искатели кладов, как правило, знакомы друг с другом, и специалисты нередко обращаются к ним за помощью.



Эмил Малый: Когда мы самостоятельно отправляемся на поиски, то чаще всего с металлоискателем обследуем районы, где проходили бои во время Второй мировой войны. По документам находим пути движения войск и собираем то, что обронили солдаты. К нам обращаются и музеи. В этом случае они сами выбирают местность, где нужно проводить поиски.



Александра Вагнер: Эмил Малый со своим другом Павлом Младком в прошлом году нашли уникальный клад, который передали Музею Восточной Чехии. Рассказывает Павел Младек.



Павел Младек: Мы нашли хорошо сохранившиеся бронзовые предметы: части «гривны» - так называются первобытные нашейные украшения, сосуд из бронзы и топор, датируемые вторым столетием до нашей эры. Это самые ценные вещи, которые мне когда-либо посчастливилось найти. За всю историю чешской археологии удалось обнаружить всего четыре целиком сохранившихся бронзовых сосуда, потому что их делали с тонкими стенками, из хрупкого материала.



Александра Вагнер: По закону все клады необходимо возвращать государству, и за это в Чехии, как в большинстве стран, полагается вознаграждение. Например, за сосуд и топор выплатили почти тысячу долларов. Правда, чешские кладоискатели нередко сдают найденное не на родине, а в соседних европейских странах. Например, в Австрии за сданное в музей сокровище кладоискатель получит половину его стоимости, а в Чехии - только 16 процентов. Не так давно в Германии арестовали чеха, который собирался продать двенадцать так называемых кельтских монет из золота. Сомнения по поводу происхождения этого клада не возникли, так как на территории Чехии находилось несколько оппидумов, то есть древнеримских укрепленных центров колоний, где были найдены самые старые во всей Центральной Европе металлические денежные знаки. Монеты, которые чеканили представители племени бойев (они, кстати, и дали название Богемии), передали Национальному музею. Археолог Ян Простржедник говорит, что точно определить место, где был найден тот или иной предмет, возможно лишь в исключительных случаях, поэтому археологам приходится верить кладоискателю на слово.



Ян Простржедник: Любитель не обременяет себя составлением должной документации, поэтому мы теряем важную для нас информацию. Например, где был найден артефакт, с какими другими предметами его обнаружили. Конечно, те вещи, которые сдают кладоискатели, могут помочь специалистам проследить технологию производства, с ними можно проводить и эксперименты, но ценность археологических находок удваивается, если они обнаружены при классических раскопках.



Александра Вагнер: На интернет-странице сообщества чешских кладоискателей можно прочесть предостережение: «Помните, что сокровище, как и в приключенческом романе, может стать для его владельца проклятием, поэтому лучше отдать его в музей». Тут же приводится история, которая в начале прошлого века произошла в Чехословакии. Каменщики нашли в доме клад, несколько сотен золотых монет, и решили отпраздновать это событие в трактире. Они платили за выпивку деньгами из клада: за большую рюмку дукатом побольше, а за маленькую - поменьше. Их, естественно, арестовала полиция. А если бы они отдали сокровище государству, каждый из них получил бы по три миллиона крон, что и по сегодняшним меркам очень большая сумма, а в те времена каменщики могли стать легендарными богачами…


XS
SM
MD
LG