Ссылки для упрощенного доступа

Станет ли Сербия частью Европы? Кризис в правительстве Воислава Коштуницы


Ирина Лагунина: Сербия отложила в среду подписание соглашения о помощи и торговле с Европейским Союзом. Брюссель уже заявил, что глубоко сожалеет о случившемся, но оставляет дверь открытой и готов поставить подпись под документом в любое время. А глава комиссии по расширению ЕС Олли Рен даже заметил, что некоторые сербские политики подают на развод, еще даже не вступив в брак. Он говорил о премьер-министре страны Воиславе Коштунице. Подробнее о кризисе в правительстве Сербии – наш корреспондент в Белграде Айя Куге.



Айя Куге: Кризис правительства начался сразу после того, как из Брюсселя поступило приглашение Сербии 7 февраля подписать политическое соглашение об укреплении отношений с Евросоюзом. Почти одновременно с этим приглашением ЕС принял решение готовиться к направлению в Косово своей миссии, которая должна заменить миссию ООН, находящуюся в крае с 1999 года. В Белграде многие расценили это так, что Европа одновременно размахивает и пряником, и кнутом. Сербские политики настаивают на том, что решение об отправке европейской миссии должно быть принято в Совете безопасности ООН. Но это – один из немногих вопросов, по которому мнение сербской политической элиты совпадает. Причем разногласия касаются тех проблем, фактически определяющих путь, по которому может пойти Сербия. Часть правящей коалиции, которую возглавляет консервативный премьер-министр Воислав Коштуница, связывает вопрос Косово с европейской интеграцией по принципу: если ЕС не считается с мнением Сербии по косовской проблеме, то Сербии Европа не нужна. Президент страны Борис Тадич и его блок, кстати, у них большинство в правительстве, настаивает на том, что разрешение будущего статуса Косова и европейская интеграция - совершенно не связанные между собой процессы.


Согласно премьеру Коштунице, ЕС, отправляя свою миссию в Косово, угрожает суверенитету и территориальной целостности Сербии и, по его словам, вместе с албанскими сепаратистами создаёт в Косово противоправное государство. Министр из партии Коштуницы Зоран Лончар заявил, что Сербия никогда не примет ультиматум Брюсселя.



Зоран Лончар: Принятое на следующий же день после президентских выборов решение Европейского союза одновременно подписать политическое соглашение с Сербией и направить свою миссию в Косово и Метохию, с целью раздробить нашу страну на куски, представляет собой неприкрытый шантаж. Сербия никогда не соглашалась с ультиматумами, не важно, с какой стороны они поступали. Я уверен, что и этот ультиматум будет отвергнут! Если бы Сербия после решения ЕС об отправке миссии в Косово согласилась подписать с ним соглашение о сотрудничестве, это означало бы, что Сербия первой признала независимость Косова.



Айя Куге: Каждый, кто подпишет соглашение с Евросоюзом, будет предателем Сербии – заявляет лидер партии Новая Сербия, министр Велимир Илич. Он сообщил, что в Белград из Кремля поступила депеша о том, что если правительство подпишет соглашение с ЕС, то Россия больше не будет защищать интересы Сербии.



Велмир Илич: Если кто-то желает вступить в Европейский союз любой ценой, несмотря на то, что ЕС отнимает 15% территории суверенного государства, пусть тогда такой политик берёт на себя ответственность за последствия! Посмотрим, кто станет на нашу сторону, а кто продаст Косово.



Айя Куге: Теперь премьер-министр Коштуница решился на блокаду работы кабинета министров. Он просто отказался созвать заседание правительства, на котором вице-премьер должен был получить полномочия для подписания соглашения с Евросоюзом, требуя, чтобы по этот вопрос был срочно поставлен на экстренном заседании парламента. В правительстве у Коштуницы нет большинства голосов, а в парламенте он заручился поддержкой Радикальной и Социалистической партии. Но спикер парламента – член Демократической партии Бориса Тадича Оливер Дулич сообщил, что внеочередное заседание сербской скупщины может быть организовано не раньше следующей недели. Дулич заявил, что его партия ни при каких условиях не готова отказаться от курса на европейскую интеграцию.



Оливер Дулич: Для нашего общества процессу европейской интеграции нет альтернативы. Сегодня совершенно ясно, что огромное число граждан выбирает путь Сербии в Европу. Именно совместно с Европой мы можем найти решение всех своих проблем. Я глубоко уверен, что соглашение с ЕС никак не связано с действиями, которые могли бы быть предприняты в Косово со стороны Брюсселя. Только политики, которые не хотят видеть Сербию в Европе, настроенные консервативно и антизападно, могут, играя на эмоциях, связать соглашение с ЕС и вопрос о Косово. Существует ли другая альтернатива, которая может обеспечить нашим гражданам лучшую жизнь, стабилизацию в стране, социально-экономический прогресс? Я уверен, что мы будем жить как все приличные люди только вместе с Европой. Может быть, это кому-то может казаться догмой, но мне кажется, что намного хуже для нас - догматический тезис о том, что надо настаивать только на вопросе Косово. Получается, что тема Косово – это наше вечное бремя. Конечно, глубокая озабоченность состоянием дел в Косово присуща каждому гражданину страны, однако больше этого каждого человека заботит уровень жизни, коррупция, бедность, нехватка рабочих мест, ситуация в области здравоохранения. А единственный способ всё это решить – начать как можно скорее процесс европейской интеграции. В этом вопросе никаких уступок, никакого компромисса не будет.



Айя Куге: Что же содержит, предложенный Евросоюзом короткий документ об укреплении политических связей с Сербией? Это вопрос к заместителю министра иностранных дел Сербии, отвечающей за европейскую интеграцию, Милице Делевич Джилас.



Милица Делевич-Джилас: Министры 27 государств-членов Европейского союза на минувшей неделе согласились предложить Сербии соглашение о политических рамках наших отношений. Этим документом предусмотрено обеспечить свободную торговлю, начать переговоры о либерализации визового режима для граждан Сербии, участие страны в программах Евросоюза и создание рабочей группы, которая должна следить за процессом выполнения Сербией условий для подписания соглашения о стабилизации и ассоциации страны в ЕС.



Айя Куге: Воислав Коштуница и его блок оказались полностью проигравшей стороной на президентских выборах. Кандидат этого блока популист Велимир Илич в первом туре набрал меньше 10% голосов. Коштуница во втором туре отказался поддержать Бориса Тадича именно из-за его главного лозунга – Сербия в составе Европейского союза, а большинство избирателей, в том числе и сторонники премьера, проголосовали именно за Европу.


Белградский политический аналитик Милован Бркич предупреждает, что Воислав Коштуница пошёл на опасную авантюру дестабилизации Сербии.



Милован Бркич: Очевидно, что наш премьер-министр является опасным политическим авантюристом. Он больше не имеет поддержку избирателей и поэтому готов пожертвовать и государством, и национальными интересами, чтобы как-то остаться у власти. Каждому, кто умеет читать, даже не политические документы, а просто беллетристику, ясно, что политическое соглашение, предложенное Евросоюзом, не навязывает Сербии никакие обязательства. Этот документ на самом деле – призыв к гражданам Сербии, из которого они должны увидеть, что Европа приветствует включение Сербии в ЕС. А теперь один политик, премьер, делает из этого театральное представление!



Айя Куге: Другой сербский аналитик, Милан Николич, объясняет сложившуюся в Сербии политическую ситуацию так.



Милан Николич: Господин Коштуница и его часть правящей коалиции зафиксированы на проблеме Косово, кажется, что их ничто другое и не интересует. Они воспринимают размещение миссии ЕС в Косово как нечто, что является угрозой суверенитету Сербии, вместо того, чтобы встретить миссию как гаранта безопасности нашим гражданам неалбанской и сербской национальности. В Косово возможна новая волна насилия. Коштуница и его соратники сконцентрировались только на том, как предупредить появление в крае Европейской миссии. Они настаивают на том, чтобы решение о миссии было принято в Совете безопасности ООН лишь потому, что рассчитывают там на вето России. В этом суть их сопротивления и в это - пропасть между Демократической партией Сербии и Демократической партией, и эта пропасть всё расширяется.



Айя Куге: Согласно социологическим исследованиям, более 70% граждан Сербии годами выступают за включение страны в Евросоюз, и их число в последнее время возросло еще больше, и это накладывает на руководство страны определенные обязательства.


Специалисты в Белграде считают, что кризис правительства можно разрешить только на внеочередных парламентских выборах. Существуют, однако, опасения, что Воислав Коштуница мог бы пойти на перестановки в кабинете министров и создать новую коалицию, в которую, вместо партнёров из демократической партии Бориса Тадича, вошли бы представители бывшего режима Милошевича – радикальная и социалистическая партии. Политический эксперт Джордже Вукович предупреждает, что теперь под вопросом будущее Сербии.



Джордже Вукович: Мы можем потерять Косово. На самом деле (де факто) мы его уже потеряли. Но нужно ли из-за этого уничтожить будущее оставшиеся части государства? Важнее ли нам пропадать вместе с Косово, или сказать: «ОК! Не будем признавать независимость Косово, никогда - как говорит Борис Тадич. Но не будем и пожертвовать будущим наших детей, будущим Сербии.



Айя Куге: Подписание политического соглашения Сербии с Европейским союзом, намеченное на четверг, очевидно, откладывается до тех пор, пока не разрешиться политический кризис в Белграде.


XS
SM
MD
LG