Ссылки для упрощенного доступа

Центр экстремальной журналистики и Союз журналистов России обнародуют результаты мониторинга освещения выборов президента на телевидении


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие журналист Олег Панфилов.



Арслан Саидов: Сегодня в нашей программе принимает участие Олег Панфилов, руководитель Центра экстремальной журналистики. Центр вместе с Союзом журналистов России сегодня в Москве обнародует результаты мониторинга, посвященного тому, как освещаются выборы президента в информационных программах российского телевидения.


Олег, скажите, пожалуйста, к какому выводы вы пришли и отличаются ли результаты этого мониторинга от того, что вы проводили во время парламентских выборов?



Олег Панфилов: На самом деле, мы проводили мониторинг еще за год до того, как были намечены выборы в Государственную Думу, а затем выборы президента. Обычно эта методика применяется во время предвыборных кампаний, для того чтобы показать, насколько располагают равными условиями для агитации своей программы, за себя разные кандидаты. Мы специально за год начали проводить это исследование, для того чтобы показать, что из себя представляет российское телевидение. И уже тогда на первой презентации исследования мы сказали о том, что российское телевидение очень близко подошло к тому, что из себя представляло Центральное телевидение Советского Союза. И уровень пропаганды просто зашкаливает, когда в выпусках новостей… Мы мониторим только выпуски новостей в прайм-тайм, то есть с 6 вечера до 12 ночи, и получается, что на каждый из пяти каналов приходится по два выпуска новостей. Это именно то время, когда люди обычно смотрят телевизор и узнают о том, что происходит в стране и в мире. И вот тогда оказалось, что около 93 процентов в среднем по всем каналам из всех политических событий, в которых рассказывают в новостях, уделялось время в первую очередь президенту Путину, затем правительству и партии «Единая Россия», на всех остальных хватало остальные 7 процентов. Когда мы подошли к тому, что называется предвыборная кампания в Государственную Думу, мы увидели, что уровень пропаганды просто перешел даже ту границу, и мы видели, например, на Первом канале, что уровень пропаганды доходил до 96, иногда до 97 процентов.


А то, что сейчас происходит, это трудно назвать предвыборной кампанией, потому что, во-первых, в России несовершенное законодательство, которое определяет честную борьбу только в определенное время – начиная с 7 утра и поздно вечером, когда каждый кандидат имеет бесплатный телевизионный эфир. И в это ограниченное время люди обычно не смотрят телевизор: рано утром люди собираются на работу, кушают свою яичницу и уезжают, а вечером занимаются другими делами. Так вот, самая главная предвыборная кампания, на мой взгляд, происходит опять-таки в выпусках новостей, когда люди больше всего смотрят, и мы видели такую картину, что, да, как вы сказали, половина информации – о Дмитрии Медведеве. Но я бы сказал, что цифры тут разнятся: от 51 процента, на телеканале «Россия» чуть меньше, на ТВЦ – аж 58,1 процента, а на НТВ перехватил пальму первенства у государственных каналов.



Арслан Саидов: То есть, Олег, вы пришли к выводу, что сейчас, в период президентской кампании, больше упоминаний все-таки о Дмитрии Медведеве как о кандидате от партии власти?



Олег Панфилов: Да, конечно.



Арслан Саидов: «Интерфакс» вчера поздно вечером распространил заявление главы Центризбиркома Владимира Чурова, вот что так говорится: «Владимир Чуров не согласился с утверждением о том, что в ходе агитационной кампании по выборам президента по числу упоминаний в СМИ лидирует первый вице-премьер Дмитрий Медведев. По его словам, больше всего говорят о снятом с выборов экс-премьере Михаиле Касьянове». И вот «Интерфакс» приводит непосредственную цитату: «Независимое исследование, которое совпало с нашим мониторингом, показало, что на первое место по упоминаниям вышел снятый с дистанции кандидат Касьянов, а другие кандидаты упоминаются гораздо меньше. Между прочим, у Медведева чуть ли не третье или четвертое место». Вот что сказал председатель Центризбиркома. Как бы вы могли это прокомментировать?



Олег Панфилов: Господин Чуров прав только в одном случае: если он смотрит только канал РЕН ТВ. На РЕН ТВ, действительно, больше всего говорили о Касьянове. По всей видимости, для этого был информационный повод, и как нормальное средство массовой информации, РЕН ТВ рассказывало обо всех скандалах, которые сопровождали выдвижение кандидатуры Касьянова. А что касается других каналов, я уже сказал, это в пределах половины… Я бы даже уточнил, что президента Путина показывали и рассказывали о не в новостных программах остальных четырех телеканалов раза в два или даже в три меньше, чем о Дмитрии Медведеве. И уж говорить о том, что какие-то другие источники показали господину Чурову другие результаты, ну, я в таком случае могу только пошутить. По всей видимости, мы пользуемся разными секундомерами.



Арслан Саидов: Скажите, Олег, по вашему мнению, как этот механизм пропаганды работает на российских телеканалах? Что это – цензура, внутренняя некая цензура или есть некий штаб, который контролирует и говорит журналистам, редакциям, что давать, какие сюжеты показывать, какие не показывать?



Олег Панфилов: Во-первых, нужно напомнить о том, что четыре телеканала, еще прибавился и пятый – «Санкт-Петербург», который мы не мониторили, но он ничем не отличается от всех других, - это государственные средства массовой информации, соответственно, все журналисты и сотрудники, которые там работают, они ограничены различными условиями, прежде всего, для выполнения определенной работы. Говорить о свободе слова на государственных каналах совершенно не приходится. Проще говоря, журналисты эти – государственные чиновники. Поэтому существует, на мой взгляд, несколько каналов приказов того, как показывать. Например, те же темники, которые хорошо известны в Украине, но это изобретение кремлевское. К этому еще нужно добавить еженедельные совещания в администрации президента, на которые собираются руководители телеканалов. В общем, это довольно стройная система, которую вспомнили с советского времени. Приказы отдаются, каналы выполняют и показывают то, что необходимо власти.



Арслан Саидов: Спасибо, Олег.


XS
SM
MD
LG