Ссылки для упрощенного доступа

Визит Дональда Туска в Москву может стать началом оттепели в польско-российских отношениях


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие Александр Гостев и Ярослав Шимов.



Михаил Саленков: Большинство политических экспертов сходятся во мнении, что нынешний визит премьер-министра Польши в Москву может стать официальным началом некоторой оттепели в польско-российских отношениях - на смену бывшему премьеру Ярославу Качиньскому, для которого был характерен стиль агрессивных ультиматумов, пришел холодный и расчетливый прагматик Дональд Туск. Действительно ли это так?


О визите Дональда Туска в Москву мой коллега Александр Гостев побеседовал с журналистом Радио Свобода, специалистом по странам Центральной и Восточной Европы Ярославом Шимовым.



Александр Гостев: Отношения между Москвой и Варшавой опустились до очень низкой отметки за время правления братьев Качиньских, и теперь правительство Дональда Туска, пришедшее к власти в ноябре прошлого года, очевидно, как говорят эксперты, взяло курс на нормализацию взаимных отношений. Что удалось уже сделать в этом направлении?



Ярослав Шимов: В первую очередь пока такие символические, но в то же время важные шаги - новое правительство Туска объявило, что оно не будет блокировать далее переговоры о подписании нового стратегического договора о сотрудничестве между Евросоюзом и Россией. Блокадой этого договора занималось правительство Ярослава Качиньского, протестуя тем самым против эмбарго, введенного Россией на импорт польского мяса на российский рынок. Ну и практически одновременно Москва в свою очередь объявила о том, что это эмбарго снимает. То есть такие два жеста навстречу друг другу были сделаны Польшей и Россией.



Александр Гостев: Очень сильно на отношения Москвы и Варшавы повлияли планы Соединенных Штатов разместить элементы своей системы противоракетной обороны в Чехии и в Польше. Ярослав Качиньский эту идею поддерживал. Однако правительства Дональда Туска отношение к вопросу изменило? Варшава намерена учитывать позицию Москвы в этом вопросе о размещении элементов американской ПРО?



Ярослав Шимов: Риторически - да. Перед визитом Дональд Туск дал большое интервью "Интерфаксу". Там он в очередной раз повторяет, что размещение ПРО в Польше, ну, и в Чехии не является непосредственной угрозой России, что Варшава готова к открытому диалогу с Москвой по этой проблеме. Но, конечно, подчеркивает Туск, приоритетами для Польши являются ее обязательства в рамках НАТО, ее союзнические отношения с США, и что позиция России будет учитываться, но не будет играть решающей роли.



Александр Гостев: И в Варшаве, и в Москве, и в других странах называют еще одну, вторую серьезную проблему в российско-польских отношениях, это планы строительства газопровода "Северный поток" по дну Балтийского моря. Как известно, Польша выступает против этого проекта.



Ярослав Шимов: Для Польши это невыгодно, как для любой транзитной страны. И Польша, и Украина, и Белоруссия обеспокоены планами строительства "Северного потока", поскольку это значит, что значительная часть российского экспорта газа в Европу пойдет мимо их территорий. И Польша предлагает России строить новый газопровод под названием Amber ("Янтарь"), который затронет и страны Балтии, и Польшу, по которому российский газ пойдет к западноевропейским потребителям. Расчеты есть у польской стороны, не только у нее. И в принципе достаточно аргументирована позиция тех экспертов, которые считают, что "Северный поток" слишком дорогостоящий и что эта затея в основном имеет политическое значение, нежели какой-то серьезный экономический смысл. Но пока мала вероятность того, что полякам удастся убедить российскую сторону на данном этапе отказаться, свернуть проект "Северный поток", очень уж он близок, судя по всему, сердцу и Владимира Путина, и его ближайшего окружения, очень долго он вынашивался и преподносился, как одна из побед российской внешней политики и внешнеэкономической политики.



Александр Гостев: Отношения с ЕС, газовые проблемы, военные проблемы, импорт польских продуктов, в первую очередь польского мяса - это то, что мы вспоминаем за прошедший год-два, когда говорим об отношениях Варшавы и Москвы.



Ярослав Шимов: Дональд Туск делает упор на то, что нужно постепенно отказываться в отношениях с Россией и Германией от так называемой "исторической политики". Это постоянное перемывание костей прошлого, постоянный упор на прошлые взаимные обиды, на прошлые взаимные угрозы, на действительно сложную историю отношений России с Польшей. В данном случае я говорю о России и Польше, ну, конечно, то же самое и в германо-польских отношениях. Варшава такой позицией ничего, по большому счету, не добилась: отношения и с Москвой, и с Берлином ухудшились. Вот премьер Туск, очевидно, придерживается иной, более прагматической позиции, хочет говорить о насущных вещах. Допустим, в своем недавнем интервью о проблеме Катыни он сказал, что честная оценка Катыни - это проблема России, совести ее политической элиты и ее собственного исторического сознания, и что требовать каких-то извинений бессмысленно, потому что извинения можно требовать только тогда, когда сама страна, от которой их требуют, хочет извиняться. Это проблема этой самой страны. Стиль политики Туск очевидно уже меняет и намерен менять и дальше. Это стиль более прагматичный, более ровный. Он упоминал о спокойном диалоге в одном из своих выступлений в сейме польском, как стиле политики своего правительства.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG