Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Лондонские "коммуналки"


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Елена Воронцова.



Дмитрий Морозов: На полках британских книжных магазинов недавно появилась необычная книга. Ее автор - преподаватель дизайна Уна О’Хэйген. Она долгое время снимала комнату в квартире с несколькими молодыми людьми в Лондоне и Глазго и собирала записки, которые писали друг другу жители ее квартиры, а также многих других похожих «коммуналок». Эти аккуратные наклейки или обрывки салфеток, каракули на сигаретных пачках или фотографии надписей помадой на зеркале и являются главным содержанием созданной ею книги.


О феномене нового типа коммунальных квартир в Европе и о том, что пишут друг другу их обитатели - в истории Елены Воронцовой из Лондона.



Елена Воронцова: В центральных районах многих крупных городов Британии и не только изменился состав населения. Как известно, цены на жилье в Соединенном Королевстве выросли за последние десятилетия достаточно сильно. И молодым людям, окончившим учебные заведения и начавшим работать на первой или второй серьезной работе, как правило, не хватает денег на аренду отдельной квартиры или дома в черте города. В то же время рынок жилья для последующей аренды рос вместе с ценами на недвижимость. Поэтому сейчас самая распространенная форма обитания в центре Лондона - это несколько человек в возрасте от 20 до 40 лет, снимающие квартиру или дом в складчину. Каждому обычно достается по комнате, и все делят кухню и ванную. Замечено, что коренные европейцы, как правило, делят между собой и гостиную, а эмигранты из бедных стран и общую комнату превращают в одну из спален.


Таким образом, если взглянуть на прошлые столетия, когда молодые люди либо жили на свое содержание в меблированных комнатах, либо ютились в мастерской, где учились ремеслу у старших, бросается в глаза, как изменилась поколенческая структура ячеек общества. Молодые профессионалы в начале своей карьеры работают 10-14 дней в месяц, чтобы оплатить одну комнату в квартире. В относительно центральном Лондоне в месяц это стоит около пятисот фунтов стерлингов, то есть примерно тысячу долларов. Что же касается студентов или сезонных рабочих их Восточной Европы, то для них отдельная комната - недоступная роскошь.


Ирландка Уна О’Хэйген, как и многие другие, закончив университет, имела задолженность в банке в несколько тысяч фунтов. Она сняла комнату в квартире с другими людьми и обнаружила, что один из соседей имеет особенную склонность к общению с остальными посредством записок на холодильнике. Разговаривая об этом феномене с друзьями, Уна поняла, что содержание записок - очень емкая характеристика личности соседа и атмосферы в доме, а богатство фактур материалов записок подтолкнули ее, как профессионального дизайнера, к созданию книги-коллекции этих записок.



Уна О’Хэйген: Одна из записок в моей коллекции мне особенно нравится. Она хорошо показывает, как люди делятся на два больших лагеря - те, кто моет посуду, и те, кто этого не делает. И другие две противоборствующие группы - те, кто пишет записки и те, кто не пишет. Так вот, в этой записке говорится о том, что «деревянное кухонное приспособление для перемешивания пищи было оставлено на длительное время в раковине с водой, что привело к разрушению древесных волокон», и весь тон записки был очень рассерженным. Тогда как для меня это звучало немного слишком педантично. С другой стороны, есть одна записка, где человек обращался к соседям с одним-единственным вопросом «Почему у меня в кровати мокро?». Совершенно спокойно, просто интересовался, почему так. Я бы на его месте, если б обнаружила неожиданно свою кровать влажной, кричала бы в истерике!



Елена Воронцова: Для названия книги автор взяла текст одной из записок, оставленной в холодильнике «I lick my cheese» - «Я облизываю мой сыр». По словам соседей, писавшего беспокоила вероятность похищения его съестных припасов, но, к его сожалению, кто-то из сожителей приписал к его предупреждению «И я облизал твой сыр тоже!». Как бы широко ни распространились электронные или sms -сообщения (нередко люди переписываются, находясь в соседних комнатах), такую форму общения они не заменят.



Уна О’Хэйген: Многие вещи лучше не обсуждать вслух. Если вы хотите попросить соседей удалять из сточного отверстия их собственные волосы после принятия ванны, то об этом лучше написать, чем сказать в лицо. Текстовые сообщения никогда не заменят полностью записок домашним. Потому что люди, к примеру, по-прежнему любят использовать красный цвет для выражения злости. Я собираюсь накричать на кого-то - это будет написано красной ручкой, или выделено фломастером, или подчеркнуто несколько раз, или все это вместе. Правда, бывает, что, допустим, на холодильнике просто лежит много ручек и фломастеров, и человек берет тот, что под рукой. Но страшно, когда кто-то идет специально в другую комнату за фломастером, чтобы выделить какое-то слово в записке!



Елена Воронцова: Так что в невеселой ситуации вынужденного проживания с посторонними людьми британцы видят много поводов для смеха. Кроме того, коллекционирование записок привело к полезному начинанию. Интернет-сайт «Анонимные квартиранты», где изначально пользователи вешали только соседские записки и истории о несовместимости характеров, вырос в портал, помогающий людям найти соседей со сходными отношением к чистоте и музыкальными вкусами.


XS
SM
MD
LG