Ссылки для упрощенного доступа

Насколько в условиях нынешней России возможно прогнозировать ее стратегическое развитие до 2020 года


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.



Кирилл Кобрин : Насколько в условиях нынешней России возможно прогнозировать ее стратегическое развитие до 2020 года? Именно таким планам и на такой дальний период было посвящено недавнее выступление президента Владимира Путина на расширенном заседании Государственного Совета. О планах Российского государства и обычных россиян рассказывает мой коллега Карэн Агамиров.



Карэн Агамиров : Долгосрочное планирование, обозначенное президентом Владимиром Путиным, политическая, экономическая и социальная стабильность имеют под собой надежный фундамент - позитивную ценовую конъюнктуру на экспортируемые Россией энергоносители, настаивает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.



Алексей Макаркин: При высоких ценах практически автоматически обеспечивается политическая стабильность, граждане желают голосовать за власть, поддерживают ее. Соответственно, они готовы голосовать за президента на третий, четвертый срок. А если это невозможно, они голосуют за преемника. Таким образом, обеспечивается преемственность, в том числе экономической политики. И возможно смотреть на перспективу, что же произойдет, допустим, в 2020 году. Конечно, существует целый ряд угроз, о которых говорят экономисты, но вряд ли возможно повторение какого-то обвала, шока и так далее, по крайней мере в обозримой перспективе, и появляется возможность планировать.



Карэн Агамиров : Предупредил политолог Алексей Макаркин.


Партия власти тоже, вслед за президентом, серьезно озаботилась долгосрочной стратегией развития страны.


Вот фрагменты выступления на "круглом столе" видного «единоросса», первого заместителя председателя Государственной Думы Олега Морозова.



Олег Морозов : Будет усиливаться вот то, что принято иногда называть, скажем, не побоюсь, управляемой демократией, доминирование этой вертикали власти. Или будет усиливаться тенденция к реальной, глубокой демократизации политической жизни страны. Путин дал ответ, на мой взгляд. Он говорит: да, вот это является главным вектором развития будущей политической системы, мы переходим к реальной многопартийности, мы переходим к формированию реальных институтов гражданского общества, которые будут влиять на все процессы, которые будут происходить в стране в ближайшие 12 лет. Вот ответ Путина.



Карэн Агамиров : Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин размышляет.



Михаил Делягин : Это приятно, прежде всего, что даже представители "Единой России" признают, что у нас не настоящая демократия. Кто говорит суверенная, кто говорит сувенирная, кто говорит управляемая, но не настоящая, и не настоящая многопартийность. Это, в общем-то, хорошо. Люди, наконец-то, признали, какой порядок они построили. Но никаких признаков, кроме ритуальных высказываний того, что они хотят изменить ситуацию, в выступлении Путина не заметно. Призыв по-честному, не формально, по-настоящему обсудить его выступление, его план свидетельствует, скорее, о его высоком чувстве юмора, такого черного юмора, чем реальные намерения. Потому что обсуждать, строго говоря, нечего. Есть большой комплекс благих намерений. Есть вбрасывание новых терминов, вроде "инновационного общества". Никто не знает, что это такое. Можно только предположить, что это общество, в котором все занимаются нанотехнологиями. И есть единственный реальный конкретный инструмент, который предложен в качестве реализации этого великолепия, есть единственный инструмент, которым предполагается через 12 лет обновить всю технологическую базу и за счет этого в 4 раза повысить производительность труда и довести средний класс с 15 процентов населения до 60, а то и 70, единственное конкретное предложение, которое сделал уважаемый президент, - это расширить сферу налоговых вычетов в сфере образовательных и медицинских услуг. То есть таким образом поощрить богатую часть российского общества и верхнюю часть среднего класса. Эта мера замечательная. Она полезная. И цель тоже очень хороша, она мне тоже нравится. Но никакого отношения к этим целям эта мера не имеет. И никаких конкретных предложений по достижению своих замечательных целей товарищ президент не упомянул. В русском языке есть такой термин "маниловщина". Постановка красивых задач без инструментов их достижения - это в лучшем случае маниловщина.


Мне очень не понравилось заявление о новой гонке вооружений. Пусть даже она идет, но в том состоянии мира, в котором мы находимся, подобного рода призывы, вернее, заявления провоцируют эту гонку вооружений. А мы не обладаем ресурсами для того, чтобы в ней участвовать сегодня при нынешнем руководстве, при нынешней системе управления, созданной нашим президентом. Мы задираем заведомо более серьезного противника, к борьбе с которым мы не готовы, в том числе и в сфере вооружений.


Что касается уверенности в политической стабильности. Да, безусловно, на ближайший год она гарантирована, потому что неадекватность госуправления не разрушит то, что дают нам нефтедоллары. Мне очень понравилась та часть выступления, в котором он заговорил о своей будущей работе. Он заговорил о правительстве. Смысл в том, что правительство должно взять на себя функции выработки стратегии и идеологии, то есть должно взять на себя функции администрации президента. Если это удастся, то господин Медведев окажется английской королевой де-факто. То, чего всю жизнь так страшно боялся Владимир Владимирович Путин, он собирается ровно это сделать с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. В принципе, эта идея правильная. Я ее целиком поддерживаю, учитывая сопоставления управленческих качеств двух будущих руководителей.



Карэн Агамиров : Тезис одного из экспертов "граждане желают голосовать за власть".



Михаил Делягин : Люди будут очень хотеть голосовать за власть, но у них не будет получаться. Как в 1991 году люди очень хотели поддерживать Коммунистическую партию, но, к сожалению, облик Коммунистической партии был таков, что поддерживать ее было невозможно. У нас будет системный кризис. В его ходе поддерживать нынешнюю власть будет невозможно.



Карэн Агамиров : Подвел черту Михаил Делягин. С ним солидарен ведущий Первого канала Максим Шевченко, принявший участие в уже упоминавшемся "круглом столе" «единороссов».



Максим Шевченко : Страна находится в тяжелейшем кризисе управления. Ситуация в Москве кардинальным образом отличается от ситуации в регионах. Господство бюрократии удушающе для всякой творческой инициативы. Господство того, что Сурков назвал в одном из своих текстов «оффшорной буржуазией», по-прежнему продолжающейся, не позволяет на данный момент решить те задачи, которые обозначил президент.



Карэн Агамиров : Стратегия развития России до 2020 года.



XS
SM
MD
LG