Ссылки для упрощенного доступа

«Честь и достоинство» против средств массовой информации


Одним из главных методов определения, оскорбил ли журналист истца или описал факты, является лингвистическая экспертиза
Одним из главных методов определения, оскорбил ли журналист истца или описал факты, является лингвистическая экспертиза

Фонд защиты гласности выпустил новую книгу «Долгий пусть к чести и достоинству». В сборник включены материалы шести дел, связанных с исками о защите чести и достоинства, предъявленных чиновниками, представителями бизнеса и правоохранительных органов средствам массовой информации. По словам авторов, книга «отражает известную косность отечественного правосудия, застывшего в своем нежелании соответствовать нормам международного права, боязни реконструкции устаревшей правовой системы».


Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов убежден, что современное российское законодательство предлагает слишком расплывчатое понимание защиты чести и достоинства: «Уточнить определение никому не пришло в голову, постепенно стало понятно, что этот способ защиты чести и достоинства на самом деле является способом наступления на свободу СМИ. У нас на 10 рядовых людей один начальник, "руководящий состав" в 10 раз чаще подают эти иски, чем обычные люди. Получается, что в одном начальнике ровно в 100 раз больше чести и достоинства, чем в одном нормальном человеке. Все наши попытки с этим бороться на самом деле не приводят никуда, потому что судебная практика свидетельствует о том, что выигрывает, как правило, не тот, кто прав, а тот, кто сильнее, властнее или у кого больше денег. А во-вторых, средства массовой информации зачастую дают для этого более чем достаточные и основательные поводы».


Одним из главных методов определения, оскорбил ли журналист истца или описал факты, является лингвистическая экспертиза. Член правления Гильдии лингвистов–экспертов Елена Галяшина рассказывает, что порой в судах выступают люди, даже не имеющие филологического образования: « Такой человек экспертом-лингвистом быть не может. Тем не менее, такие казусы бывают. И проблема назначения специалистом какого-то лица - это проблема оценки его квалификации, его знаний. Но все суды имеют право назначить экспертизу любому человеку, которого они считают специалистом».


Если российские суды не могут решить вопрос, что послужило причиной иска: журналистская небрежность или желание истца заработать деньги на издании, выход один – обращаться в Европейский суд, советует президент фонда защиты гласности Алексей Симонов.


XS
SM
MD
LG