Ссылки для упрощенного доступа

Сергей Ковалев: "В нынешней политической ситуации в России уполномоченному по правам человека надлежало бы ставить вопросы гораздо более общего характера"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.



Кирилл Кобрин : Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин представил президенту, в Совет Федерации и Государственную Думу, правительство, Конституционный, Верховный и Арбитражный суды, а также Генеральному прокурору доклад «О деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» в 2007 году. Над этой темой работал наш корреспондент Карэн Агамиров.



Карэн Агамиров : Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (омбудсмен), в соответствии с Парижскими принципами, одобренными Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года, это достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на защиту прав граждан и осуществляющее контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями без права изменения принятых ими решений.


Институту Уполномоченного в Российской Федерации десять лет, и ежегодно он представляет в высшие государственные, правоохранительные и судебные органы доклад. Структура очередного доклада - традиционная.


Введение и подробный анализ ситуации на основных направлениях фронта защиты прав человека - о соблюдении социально-экономических прав, прав и законных интересов ребенка, права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, совершенствовании законодательства о правах и свободах человека и гражданина. Впервые к докладу сделано приложение, посвященное праву на мирные собрания. «Ограничение этой свободы есть отступление от базовых принципов конституционного строя демократического государства», - констатирует автор доклада.


Мой собеседник - председатель российского общества «Мемориал» Сергей Ковалев, первый уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в 1994-1995 годах.



Сергей Ковалев : Он мало отличается от всех предыдущих. Он содержит правду о правах человека в Российской Федерации. Не всю правду. Мы с Владимиром Петровичем принадлежим к совершенно разным школам. Он реальный политик, один из весьма способных реальных политиков, каких я знаю. Он убежденный сторонник некоей тактики - добиваться того на посту защитника прав человека в стране, что возможно и не замахиваться на то, что представляется ему невозможным. Я, напротив, если так можно выразиться, политический идеалист. Мое короткое пребывание на посту уполномоченного - это ясно доказало. За это я и был отрешен от должности Думой за протесты против чеченской войны, резкие, неприкрытые и совершенно прозрачный протест.


В нынешней политической ситуации в России уполномоченному по правам человека надлежало бы ставить помимо вполне справедливых частных нарушений права вопросы гораздо более общего характера. А что происходит с нашей Конституцией? Это что, разве не дело о правах человека? Вот есть вторая глава в нашей Конституции. Как с ней обстоит дело? А есть и другие фундаментальные положения. Например, разделение властей. Это относится к правам граждан? Выборы. Этот фарс, который произошел 2 декабря, а произойдет еще и 2 марта, это не права человека? Права человека. Ну и что? Это как надо жульничать! Этот фарс вместо выборов - это дело о правах человека или не дело?


Я не стану упрекать Владимира Петровича так уж слишком резко. Потому что вопрос следующий. Выступи он таким образом по поводу выборов, и его тоже послушная Государственная Дума немедленно отрешит от должности, и политическое будущее его будет закрыто. А так он решает, что он кому-нибудь поможет. Есть такая тактика - тактика малых дел. Каждому свое.



Карэн Агамиров : Сергей Адамович, во вступлении к докладу о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2007 году заголовок такой "Закон сильнее власти". И дальше: "Уполномоченный по правам человека, действующий в пределах своей компетенции, независим от органов государственной власти и неподотчетен им". Насколько это соответствует действительности?



Сергей Ковалев : Да, ни насколько. Это то, что должно быть. А то, что есть, увы, не так.



Карэн Агамиров : Сергей Адамович, может быть, здесь еще зависит ситуация от неразвитости правосознания граждан. Из доклада дальше вам зачитаю: "Сегодня, спустя 10 лет со дня своего возникновения, институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по-прежнему остается во многом непривычным органом как для общества, так и для государства".



Сергей Ковалев : Это совершенно справедливо. Мы - страна имитаций. Мы имитируем конституционность наших порядков, нашего правоприменения. На самом деле, мы давно растоптали свою Конституцию. Мы имитируем много чего. Правосудие имитируем притом, что оно совершенно заказное. Мы имитируем выборы. Вот вам, пожалуйста, еще раз. Мы имитируем, что мы приличные, вот у нас и служба уполномоченного есть. Что там Швеция или какая-то Финляндия?! У них там омбудсмен и у нас омбудсмен тоже. И он, вообще, понимаете, независим и утверждает эту свою независимость.



Карэн Агамиров : Размышляет Сергей Ковалев.


Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.



XS
SM
MD
LG