Ссылки для упрощенного доступа

Что несет за собой признание независимости Косова


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие представитель Института международной политики и экономических исследований Российской академии наук Сергей Романенко.



Алексей Кузнецов : Продолжаем тему Косова. У нас на линии прямого эфира Сергей Александрович Романенко, представитель Института международной политики и экономических исследований Российской академии наук.


Сергей Александрович, здравствуйте!



Сергей Романенко : Добрый день!



Алексей Кузнецов : Сергей Александрович, самый просто вопрос. Сейчас уже речь о независимости Косова идет как о свершившемся факте. Однако официально об этом пока не объявлено. Но вот даже деньги выделены на празднование. Скажите, а не возможна ли ситуация, что называется, отката назад? Не возможно ли так, что все-таки передумает руководство Косова, и не будет объявлять о независимости?



Сергей Романенко : Это не такой простой вопрос, как кажется. Потому что речь идет о степени самостоятельности властей Косова. Но мне представляется, что в данный момент уже давать задний ход кому бы то ни было невозможно, потому что это просто приведет к дискредитации нынешней власти в Косово, и просто к хаосу. Потому что масса албанского населения ждала этого момента. И сейчас их постигло бы такое разочарование. Просто нынешние политики утратили бы не только авторитет, но и власть.



Алексей Кузнецов : Сергей Александрович, тогда поговорим о возможных последствиях? Прежде всего, для русскоязычных слушателей Радио Свобода интересен вопрос – насколько серьезны угрозы российского руководства, связанные, в частности, со статусом таких республик как Южная Осетия и Абхазия? Насколько серьезны угрозы российского руководства как-то перемениться или что-то такое предпринять в этой области?



Сергей Романенко : Вы знаете, я бы на ваш вопрос ответил тремя вопросами, которые просто возникли у меня. Во-первых, если мы в принципе выступаем против сепаратизма и самопровозглашения, то зачем же нам увеличивать негативный эффект, который будет произведен самопровозглашением независимости Косова, и, тем самым, мы стимулируем тот самый сепаратизм, об опасности которого мы предупреждаем другие страны Европы? Второй вопрос. Например, почему Грузия должна платить за независимость Косова? Третий вопрос. Зачем рассматривать, в общем-то, эти местные конфликты, которые имеют свои причины и свою историю, только с точки зрения противостояния России с Соединенными Штатами и Евросоюзом? Мне кажется, что это непродуктивно ни для той, ни для другой стороны.



Алексей Кузнецов : А если говорить о реакции самых близких соседей Косова таких стран, как Босния, Хорватия? Что может здесь быть?



Сергей Романенко : Тут ситуация разная. Естественно, что власти Боснии, во-первых, стараются всячески оградить себя от параллели с Косово. Во-вторых, постольку поскольку существует, по крайней мере, гипотетически угроза проведения референдума в Сербской республике, и отделение ее от Боснии и Герцеговины, тем самым, просто развал этого государства. Во-вторых, собственно говоря, от власти Боснии и Герцеговины просто никто и не ждет того, чтобы они определились относительно Косова по той же самой причине, по которой я сказал выше.


Что же касается Хорватии, то тут ситуация более, может быть, простая, с одной стороны, а, с другой стороны, более сложная. Насколько я понимаю, хорватские политические круги испытывают некоторые сомнения относительно статуса Косова, но, с другой стороны, совершенно четко определена цель Хорватии – это вступление в Евросоюз и вступление в НАТО. Поэтому президент Месич сказал, что, в общем-то, Хорватия должна играть по тем правилам, которые приняты в этих организациях. В том случае, если большинство стран-членов ЕС, поддержат независимость Косова, Хорватия ее признает. Кроме того, хотел бы добавить, что хорваты приглашены участвовать в миссии Евросоюза в Косово. Скорее всего, они это предложение примут, как говорят хорватские власти.



Алексей Кузнецов : Больше спасибо!


XS
SM
MD
LG