Ссылки для упрощенного доступа

Камилжан Каландаров: «Пока нас мало убивают - мы терпим»


Правозащитники обеспокоены вспышкой национализма в России
Правозащитники обеспокоены вспышкой национализма в России

Басманный суд Москвы 18 февраля приговорил к трем годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима лидера ультранационалистической группировки «Формат 18» 23-летнего Максима Марцинкевича. Суд признал его виновным в разжигании национальной ненависти и вражды.


Вечером 28 февраля 2007 года прошлого года Марцинкевич и несколько его сторонников попытались сорвать политические дебаты в клубе «Билингва» на Чистых прудах. В тот вечер в дебатах принимали участия журналисты Максим Кононенко и Юлия Латынина. Согласно показаниям Марцинкевича, его возмутила одна из реплик Латыниной о том, что Россия своим благополучием обязана олигархам, и он стал требовать, чтобы ему дали слово. Чтобы привлечь к себе внимание, он начал выкрикивать «Зиг Хайль!», а также лозунги, которые следствие расценило как призывы к убийствам и насильственному изменению конституционного строя.


Максим Марцинкевич был арестован 2 июля 2007 года, его высказывания Марцинкевича были расценены судом как проявление экстремизма, направленное на разжигание национальной розни. Уголовное дело по пункту "в" части 2 статьи 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды) было возбуждено в апреле 2007 года.


Столь суровый приговор Марцинкевичу (суд назначил наказание более строгое, чем просило обвинение) – редкое для России явление. Между тем правозащитники констатируют усиление активности и агрессии со стороны радикальных националистов в России, а правоохранительные органы отмечают более чем двукратное увеличение числа преступлений экстремистской направленности, зарегистрированных в последние четыре года. Например, вечером 18 февраля в Москве на улице Миклухо-Маклая группа подростков напала на дворника-узбека. Он скончался на месте от многочисленных ножевых ранений.


По мнению лидера движения «Наша Россия», члена Общественной палаты Камилжана Каландарова, взрыв националистических настроений в России и увеличение насильственных преступлений на почве национальной ненависти во многом объясняется пассивностью национальных общественных объединений, действующих на территории России.


На вопрос о том, что делает Общественная палата РФ для того, чтобы урегулировать или хотя бы смягчить конфликты на национальной почве на территории страны, Камилжан Каландаров ответил, что «конкретных результатов, к сожалению, нет».


Камилжан Каландаров считает, что ситуацию можно сбалансировать путем создания преференций для представителей национальных меньшинств: « В этом, конечно, в первую очередь виноваты мы сами, представители национальных меньшинств, мы не можем донести наши идеи. Это наша вина, в первую очередь. Всего в России можно насчитать три-четыре национальных культурных автономий, которые реально работают на этом поле, реально оказывают поддержку своим соотечественникам - это азербайджанцы, это армяне, это еще две-три организации. И все! А мы как всегда - пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Пока нас мало убивают - мы терпим, а вот когда начнут побольше убивать (каждый день по несколько нерусских) - тогда, видимо, и местная власть, и национальная элита задумаются. Мне как руководителю движения "Наша Россия" сегодня обидно, что некоторые наши идеи, наши предложения, так и остаются на бумаге».


Однако невозможно предсказать, во что может вылиться реализация такого подобного проекта – нынешние националисты, как правило, крайне болезненно относятся к наделению какими-либо привилегиями, пусть даже формальными, представителей национальных меньшинств или организации, представляющие их интересы.


XS
SM
MD
LG