Ссылки для упрощенного доступа

Двоевластие в «Томскнефти»: регион в минусе


Участие компаний в социальных программах региона после реформирования «Томскнефти» стало почти незаметным
Участие компаний в социальных программах региона после реформирования «Томскнефти» стало почти незаметным

Экономику Томской области после ухода ЮКОСа и реформирования компании «Томскнефть» продолжает лихорадить. Два новых владельца бывшей дочки ЮКОСа – «Газпром нефть» и «Роснефть» – не могут договориться об объемах инвестиций в производство и о степени участия в социальных программах региона. У каждой госкомпании – по 50% акций «Томскнефти». В Томске эксперты говорят о возможном разделении одного из главных налогоплательщиков региона.


Томск делает ставку на инновации. Наукоемкий бизнес - это то, что в перспективе должно приносить прибыль региону. Но пока основной доход бюджету области дает сырье. Томские областные власти сейчас стараются усилить роль малых недропользователей, эти компании по итогам 2007 года добывают 20% от всей нефти региона. В планах руководства области довести этот показатель до 40%. Но после реформирования одной из крупнейших компаний региона – «Томскнефть» - объемы добычи нефти в области упали.


По словам заместителя губернатора Томской области по недропользованию Владимира Емешева, сейчас перед регионом стоит задача хотя бы компенсировать потери, связанные с реоганизацией «Томскнефти»: «Планов, которые у нас были, "Томскнефть" не достигла. Мы получили прибавку от малых недропользователей. Что происходит в "Томскнефти", мы понимаем, понимаем ее сырьевую базу, понимаем, что такому большому предприятию восстановиться очень сложно за год-два, это громадные объемы капитальных вложений. Не всегда интересы "Газпромнефти" и "Роснефти" совпадают с интересами развития этого предприятия».


Экономический обозреватель и главный редактор томского «Бизнес-журнала» Андрей Соколов не исключает, что «Томскнефть» рано или поздно будет разделена: «Сейчас мы имеем две крупные компании, которые в открытую конкурировать друг с другом не будут. И скорее всего компания будет разделена на две части: южная - "Газпромнефти", а северная часть останется за "Роснефтью"».


Две крупные госкомпании, действующие на территории региона, пока не поддержали ни один социальный проект и никак не заявляли о своем возможном участии в жизни региона. За последний год ни от «Роснефти», ни от «Газпромнефти» вложений в соцпроекты, как это делал, например, ЮКОС, не было, считает Андрей Соколов: «Они не заявляли ни о каких масштабных проектах, и никаких крупных инвестиций нет. Хуже того, уже известно, что состояние нефтепроводов у нас на севере, особенно в Томской области, ужасающее. Но никаких заявлений со стороны "Роснефти" о крупных вложениях в их реконструкцию нет. И в этом году уже не будет точно». По мнению Андрея Соколова регион только потерял от прихода государственных компаний, «ведь они не нуждаются ни в собственном имидже, ни в каких-то конкурентных преимуществах - это все обеспечивает государство».


Вице-губернатор Томской области Оксана Козловская считает, что после продажи «Томскнефти» дела могли пойти еще хуже: «У нас очень хорошие деловые, партнерские отношения с руководством акционерного общества "Томскнефть". Не произошло катастрофического падения объемов добычи. С небольшим минусом был сохранен объем добычи 2006 года. Мы боялись, что может произойти другое».


Сейчас идет процесс согласования позиций двух собственников. Пока они не договорятся, ситуация с «Томскнефтью» будет оставаться неопределенной. Никаких обещаний руководство «Роснефти» или «Газпрома» томским властям пока не дает.


XS
SM
MD
LG