Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Соколов: «Владимир Путин и его пресса»


Уже к середине пресс-конференции президента России пришло ощущение дежавю. Разговор, как заезженная пластинка, и третий, и четвертый час все о том же: Дальний Восток, Сибирь, Калининград, вечная газета «Шесть соток». От просьбы к просьбе: от моста на остров Русский до развития туризма в Джейрахском район Ингушетии. Дай, отец родной! Так Владимира Путина ласкала единая медиа-Россия, готовая обманывать и обманываться сама. Мелькают все те же стертые от подобострастия лица профессионалов-циников. Но можно не печалиться, на смену ветеранам приходят молодые: дрессированные и агрессивные...


Но что тут нового? Ежедневно в телевизоре такая же лакейская.


Десяток прикормленных «политологов», мэтры кино и сцены, заискивающие перед кормильцем до полного бесстыдства. «Все успехи в кинематографе связаны с Владимиром Путиным», - уверяет младший Бондарчук.


А есть и верные «Кони» (напомним – кличка президентского лабрадора): с преданностью в глазах адвокаты Астахов и Кучерена выступают как присяжные поверенные «запутинского» партстроительства. Или вот автор «Хорошего Сталина», попав из эфира свободного в иные «Времена», начинает зачем-то нахваливать нового вождя.


На таком фоне дерзким показался дипломатичный вопрос журналиста газеты «Фигаро» Фабриса Нодэ-Ланглуа о «выборах» в Чечне и Ингушетии с 99 процентами «за» при 99 процентах явки. В ответ Владимир Путин сделал сильный чекистский ход: вызвал на допрос в свидетели честной победы «Единой России» чеченского журналиста, и заложник пролепетал просимое. А прокурором «клеветников России» Путин сделал чиновника пресс-службы ингушского президента. Берс Евлоев срезал француза: «Наши беды в регионах начинаются тогда, когда в наши внутренние дела лезут извне, в том числе и зарубежье». Это и позволило Путину дать сигнал: «Кто-то решил, что Ингушетия - "слабое звено" на Кавказе… Мы видим попытки как-то подрасшатать ситуацию под разными лозунгами, в том числе и под лозунгами поддержки действующего президента Российской Федерации».


Так Путин публично дал санкцию на преследование ингушских оппозиционеров, разоблачавших с помощью акции «Я не голосовал» фальсификацию выборов в республике и как раз под лозунгами защиты «курса президента» и борьбы с коррупцией пытавшихся провести митинги против намеченных и выборах 2 марта фальсификаций.


Но был бы Путин так свободен, если бы после деликатного француза прозвучали другие вопросы? Что вы будете делать с десятками тысяч подписей тех, кто на выборы на самом деле не ходил? Кто отвечает за преступления людей в масках, разъезжающих в «Газелях» без номеров, за убийство шестилетнего мальчика, за факты бессудных казней и пыток?


Были времена, с президентом России пытались прилюдно спорить. А сейчас Путин рассказывал, что в Чечне раньше на рынке торговали невольниками, а теперь – покой. Никто не рискнул сказать: и сейчас торгуют – и живыми, и мертвыми. Только работорговцы – сотрудники спецслужб. Зал «журналистов» промолчал, и до конца встречи просил о подачках.


Зато стало легко увидеть, что вычеркнуто из сознания медиа-работников: убийства Анны Политковской и Юрия Червочкина, дело Александра Литвиненко и заседающий в Думе «Господин Полоний», разгоны «Маршей несогласных», отказ в регистрации Михаилу Касьянову, аресты замминистра финансов Сторчака, хозяев «Арбат-престижа», дело «Трех китов». Мимо масс-медиа прошли факты наглой коррупции в «Газпроме», обнародованные в докладе Немцова-Милова, или доклад военных экспертов о том, что сложной военной техники Россия вводит в строй на порядок меньше, чем в проклинаемые теперь Путиным времена Бориса Ельцине.


Не прозвучало вопроса о возможности помиловать Михаила Ходорковского, и о пытках смертельно больного Василия Алексаняна. «Что ж, милосердие редко стучится в эти сердца!»


Возродив этот слой «властителей дум», Путин может не только уходить из Кремля, но и из власти спокойно. Дмитрию Медведеву достанется в наследство песьий инстинкт обожания вождя, привитый новому поколению «медиа-обслуги».


«Где мне взять других писателей?» - вопрошал свиту Иосиф Сталин.


«Вербовать и подкупать!» - ответил бы ему нынешний вождь, возможно, подумав: только собака Кони подлизывается бесплатно…


XS
SM
MD
LG