Ссылки для упрощенного доступа

Федор Лукьянов: У России нет прямых интересов ни в Косово, ни на Балканах в целом


Федор Лукьянов
Федор Лукьянов

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.

Андрей Шарый: Сегодня несколько изменилась риторика в российских комментариях того, что происходит в последние дни в Косово и Сербии. На эту тему я беседовал с известным московским политическим международным комментатором, главным редактором журнала "Россия в глобальной политике" Федором Лукьяновым.

Дмитрий Рогозин сегодня на видеоконференции "Москва-Брюссель" (это новый представитель, скажу тем, кто не знает, России при НАТО) заявил о том, что Россия вправе использовать грубую силу (он уточнил - "вооруженную силу") для того, чтобы вмешаться в этот конфликт. Каково ваше мнение?

Федор Лукьянов: Комментировать высказывания Дмитрия Рогозина я не могу, потому что я не понимаю, что он имел в виду, во-первых. Во-вторых, он, скажем так, начинающий дипломат, не думаю, что его руководство в МИДе будет в большом восторге от таких высказываний, тем более что они совершенно никак не увязываются с официальной позицией. Я бы это отнес на личностные особенности господина Рогозина.

Андрей Шарый: В новостной программе РТР ведущий Константин Семин заявил о том, что пуля, которую получил премьер-министр Сербии Джинджич от наемного убийцы в 2003 году, была заслуженной, поскольку он распродал Сербию, уничтожил сербскую армию и так далее, и тому подобное. Посольство Сербии уже запросило видеозапись этого выпуска новостей, и, очевидно, будут какие-то дипломатические шаги. Каких шагов вы ожидаете?

Федор Лукьянов: Сербии довольно трудно предпринимать шаги против России, поскольку это на сегодняшний день чуть ли не единственный ее такой надежный союзник. Думаю, что будет заявлено о недопустимости подобных высказываний и все. Ну, потому что не отзывать же посла еще из России. У Сербии и так послов за границей скоро совсем мало останется. Комментарии относительно Косова как-то идут по нарастающей. В начале мне казалось, что они весьма сдержанные. Позиция России, если очистить ее от риторики и эмоций, всегда была достаточно прагматичная, потому что, если честно говорить, у России прямых-то интересов нет на Балканах в целом и в Косово в частности. То есть чего хотел Газпром, чего хотела Россия добиться, того добились, заключив сделку по покупке нефтяной компании Сербии. И поддержка Тадича на выборах как раз очень четко показала, что Россия понимает реальные и мнимые интересы. Но так, к сожалению, складывается, что вся обстановка вокруг Косова развивается не так, как хотелось бы. Я боюсь, что эта волна эмоций будет расти. Наше телевидение всегда подхватывает эту волну очень охотно. Правда, по прежнему опыту можно сказать, что если руководство страны начинает ощущать, что где-то перейден рациональный рубеж, то это моментально прекращается. Вот посмотрим в том числе реакцию на этот комментарий господина Семина по телевизору, будет довольно интересно, как себя поведет руководство канала, все-таки это государственный канал.

Андрей Шарый: Можно объяснить глупостью ведущего радость по поводу того, что наемный убийца застрелил человека? Наверное, получил какие-то указания на этот счет.

Федор Лукьянов: Все-таки не буду употреблять такие слова в отношении ведущего российского канала. Я бы предположил, что его личная позиция в данном случае доминирует над позицией канала и российского государства. Насколько я знаком с творчеством господина Семина, он человек очень идеологически насыщенный.

Андрей Шарый: Сегодня активно цитируют одного из ключевых в 90-е годы участников балканского урегулирования, американского дипломата Ричарда Холбрука. Он обвинил Россию в попустительстве тому, что происходит в Белграде, и заявил, что Россия покровительствует радикалам в сербском руководстве. Вам близка такая постановка вопроса?

Федор Лукьянов: Нет, мне такая постановка вопроса не близка. Я читал то, что писал господин Холбрук по поводу косовского урегулирования, мне его позиция кажется абсолютно тоже идеологизированной. Такое ощущение, что ему как раз глубоко безразлично, что будет там происходить в реальности. Что касается того, что Россия как-то подстрекает Сербию или не влияет... Ну, знаете, я не большой поклонник сербских властей, но если поставить себя на место сербов, живущих в Белграде, взять всю эту картину, то я бы предположил, что вполне возможны спонтанные выступления, для этого не надо никакого стимулирования ни со стороны властей, ни со стороны тем более России, которой это совершенно не понятно зачем.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG