Ссылки для упрощенного доступа

Что даст российской экономике снижение налога на добавленную стоимость


Ирина Лагунина: В ходе нынешней предвыборной кампании в России и действующий президент страны, и наиболее вероятный его преемник высказываются в пользу снижения ставки налога на добавленную стоимость. При этом кандидат в президенты добавляет: необходимо продолжить обсуждение, а не отменить ли НДС вообще и заменить его налогом с продаж?


Что в принципе могут принести российскому бизнесу такие перемены, если предположить, что они действительно произойдут? Об этом - предприниматели и эксперты - в материале Сергея Сенинского...



Сергей Сенинский: ... В отличие от налогов на доходы или прибыль, в том или ином виде существовавших веками, налог на добавленную стоимость – относительно недавнее изобретение человечества. Ему – всего полвека. Считается, что придумал НДС в 1954 году сотрудник налогового ведомства Франции Морис Лорэ. Идею такого налога поддержали в Европе сразу и многие: ведь он заставлял налогоплательщиков на всех уровнях самим заниматься исчислением налога, а государство получало гарантированный источник доходов практически со всей экономики.


В России НДС впервые был введен параллельно с всеобщей либерализацией цен - с 1 января 1992 года. И тогда его ставка составляла 28%. Сегодня, 16 лет спустя, базовая ставка НДС – 18%. Для федерального бюджета НДС – это примерно треть всех поступлений. А для бизнеса – в целом, с точки зрения эксперта по налоговой системе, что может оказаться важнее: дальнейшее снижение ставки именно НДС или ставки налога на прибыль? Хотя бизнес, понятно, отнюдь не однороден, а для многих компаний не меньше значение имеет и единый социальный налог – ЕСН. Наш первый собеседник – в Москве – сотрудник консалтинговой компании «ЭКОРИС-НЭИ» Михаил Горст:



Михаил Горст: Нужно рассматривать даже не два налога – НДС и налог на прибыль, а три - НДС, налог на прибыль и ЕСН. Дело в том, что для разного бизнеса более значимым может быть один из этих налогов. Для компаний, которые занимаются предоставлением услуг в сфере инвестиционных технологий, для них может быть наиболее значимым ЕСН, поскольку для таких компаний наиболее крупная статья расходов – это заработная плата. Для производственных компаний, безусловно, важен и НДС, и налог на прибыль. Для малого бизнеса, для совсем малого бизнеса, который может пользоваться упрощенной системой налогообложения, для них ни один из налогов значения не имеет, поскольку у них свое налогообложение достаточно привлекательное, достаточно удобное. Для среднего бизнеса НДС имеет довольно существенное значение.



Сергей Сенинский: Для Министерства финансов любой европейской страны, как и для российского Минфина, НДС – одна из главных доходных статей федерального бюджета. НДС и налог на прибыль. Из Мюнхена – сотрудник исследовательского института IFO Рюдигер Парше:



Рюдигер Парше: В принципе оба налога имеют свои как плюсы, так и минусы. Преимущества НДС заключаются в том, что этот налог не обременяет капитал компаний, как таковой. Это, если хотите, налог на продукцию, который производственный сектор и сектор услуг переводят в государственную казну. И с точки зрения государства, - это одна из наиболее интересных для него статей дохода.


С другой стороны, если ставки налога на прибыль слишком высоки, это означает, что инвестиции в экономику страны будут снижаться. Одновременно возрастает мотивация для уклонения от уплаты налогов. С такой проблемой в полной мере столкнулись, например, Италия и Испания. Другими словами, чтобы стимулировать экономику, налог на прибыль нужно снижать.


Мы знаем на практике, что многие страны Центральной и Восточной Европы, недавно вступившие в Европейский союз, пользуются, с одной стороны, относительно высоким НДС - для пополнения казны, а с другой стороны, довольно низким налогом на прибыль - именно для того, чтобы привлечь иностранный капитал.



Сергей Сенинский: В России нынешний, 18%-ый НДС – уже ниже, чем почти во всех странах Европы. А новое его снижение – например, до 10-12%, само по себе, будет ли иметь принципиальное значение для вашего бизнеса? С таким вопросом наши корреспонденты в трех российских городах – Самаре, Пскове и Ульяновске – обратились к местным предпринимателям:



- НДС – косвенный налог. Мы платим в бюджет и тут же возмещаем из бюджета. С возмещением из бюджета получается небольшая задержка, тем самым кредитуем бюджет. Что снижение НДС даст? В принципе для нас ничего не даст. Единственное, что если мы будем меньше платить НДС, тем самым какие-то затраты будут меньше, у нас увеличится налог на прибыль.



- Для нас принципиального значения снижение НДС не имеет. Сельскохозяйственный бизнес не очень прибыльный, поэтому когда мы покупаем какую-то продукцию – горюче-смазочные материалы, запасные части, то у нас идет НДС к возмещению и там везде 18%. А нашу продукцию мы продаем с НДС 10%. А учитывая, что выручка почти такая же как затраты, то получается, что у нас снижение НДС на продукцию, которую мы покупаем, будет иметь для нас даже отрицательное значение.



- Любые сосуды сообщающиеся, если здесь снизят или покажут, что снизят налоги, то в другом месте они вырастут.



- Для бизнеса, который связан со строительством и недвижимостью, снижение, я считаю, достаточно было приятное. Оно позволяет перевести в разряд готового объекта все большую долю жилья и продавать его в качестве зарегистрированного имущества. Снижение НДС снимает, с одной стороны, соблазн продавать побольше на стадии строительства, а для покупателя снижает риски.



- Вы знаете, у нас мастерская по изготовлению мебели, семейный бизнес. По поводу НДС. С ним настолько неудобно работать и отчетность, и вообще все это, возврат, не возврат. Деньги, как правило, зависают где-то. Просто устали. И поэтому да, перешли на упрощенную систему налоговую. Обложение включено.



- Сама по себе ставка НДС для меня не имеет значения, поскольку я владелец небольшого рекламного агентства, которое работает по упрощенной системе налогообложения и НДС не облагается моя деятельность вообще. Однако мои клиенты выбирают другие агентства, работающие по общей схеме, которые имеют НДС, чтобы потом предъявить его к возмещению. Поэтому для меня неважно, какая ставка НДС, для меня важно, есть НДС или нет НДС,



Сергей Сенинский: В странах Европы в последние годы НДС, если и меняется, то лишь в сторону уменьшения. Единственное исключение – Германия, где в 2007 году базовую ставку этого налога, наоборот, повысили с 16% до 19%.


Для бюджета – понятно: доходы выросли. Но как отреагировал немецкий бизнес? Из Мюнхена – Рюдигер Парше, исследовательский институт IFO:



Рюдигер Парше: Германия была вынуждена повысить НДС, чтобы сбалансировать казну. И эта мера уже отразилась положительно на государственном бюджете.


Но одновременно пострадал сектор потребления. Население покупает теперь товаров гораздо меньше, чем раньше. К тому же, чтобы избежать высоких расходов, компании – особенно в частном секторе – все чаще теперь расплачиваются друг с другом либо «в черную», то есть наличными, либо используя какие-то «серые» схемы. Так что повышение ставки НДС с 16% до 19% в целом на экономике Германии сказалось, скорее, отрицательно.



Сергей Сенинский: Кстати, об упомянутых «серых» схемах уплаты НДС... Сколь велика их доля? По данным Министерства экономического развития и торговли, в России «собираемость» НДС составляет от 60% до 80%, тогда как в странах Европы – более 90%.


Если – теоретически – допустить снижение ставки НДС в России до 10-12%, способно ли это свести «на нет» сам бизнес на «серых» схемах? Дело в том, что, по некоторым оценкам, услуги «фирм-однодневок» для этого обходятся, якобы, в 8-10% от «обеляемой» суммы. Из Москвы – Михаил Горст, консалтинговая компания «ЭКОРИС-НЭИ»:



Михаил Горст: Вы совершенно правы, цифра 8-10 или даже 68, мне кажется похожей на правду. Поэтому теоретически такое снижение ставки налога на добавленную стоимость могло бы стимулировать отказ от услуг этих фирм, особенно если с этим снижением было резко ужесточено отношение налоговых органов к операциям с такого рода фирмами. Эти две меры в комплексе, они, безусловно, могли бы дать необходимый эффект. Однако, мне так же кажется, что такое снижение ставки НДС – это из области теории и Минфин на такое никогда не пойдет.



Сергей Сенинский: Еще одна давно обсуждаемая в Москве идея – вообще полная отмена НДС в России и его замена налогом с продаж. Кстати, всего несколько лет назад оба этих налога сосуществовали в России. Такого практически нигде в мире не было...


Мы вновь обращаемся к опросу предпринимателей, проведенном нашими корреспондентами в Самаре, Пскове и Ульяновске. Для вашего бизнеса – замена НДС налогом с продаж имела бы смысл?



- Мне все равно, какой платить налог, у меня должен быть продуманный, рассчитанный, сформулированный государством. Я не думаю, что уход целесообразен в данном случае. Правила игры придумывают, такое ощущение, не для тех, кто в нее играет, а для тех, кто хочет обозначить свою целесообразность в виде надстройки чиновничьей, законодательной и так далее.



- К налогу на добавленную стоимость бизнес привык, он его понимает. Его прекрасно понимают, естественно, налоговые органы, его прекрасно понимают арбитражные суды. Поэтому, если не меняя сути, он просто снизится, я считаю, что это было бы решением оптимальным.



- Мне кажется, было бы намного удобнее заменить НДС налогом с продаж, честное слово. Намного удобнее и проще. У нас маленький бизнес, семейный, частный с крошечными оборотами. Нам выгоднее, чтобы был налог с продаж, интереснее работать с ним, доступнее.



- Полная замена НДС налогом с продаж, конечно, нет, для меня это невыгодно, поскольку по упрощенной системе налогообложения у меня НДС нет, а налог с продаж, я так понимаю, может появиться. Нет, для меня невыгодна такая замена.



Сергей Сенинский: В Европе, где и появился впервые налог на добавленную стоимость, можно ли представить, что в какой-то момент решили бы вообще отказаться от НДС и заменить его налогом с продаж? Как, например, в Соединенных Штатах или Японии, где НДС нет вообще, а вместо него, по сути, существует налог с продаж? Рюдигер Парше, сотрудник исследовательского института IFO, Мюнхен:



Рюдигер Парше: В Европе заменить НДС налогом с продаж - на данном этапе просто немыслимо! Это усложнило бы товарооборот между европейскими странами, и вновь создало бы своего рода таможенные границы. В то время как НДС не создает никаких препятствий - как на внутреннем европейском рынке, так и для экспорта в третьи страны мира...



Сергей Сенинский: Теоретически – замена НДС налогом с продаж, видимо, упростила бы ведение бухгалтерии для бизнеса, о чем уже говорили опрошенные нами предприниматели, но способна такая замена в принципе стимулировать развитие этого бизнеса? Причем - в большей степени, чем, скажем, просто значительное снижение ставки НДС? Из Москвы – Михаил Горст, сотрудник консалтинговой компании «ЭКОРИС-НЭИ»:



Михаил Горст: Мне кажется, что значительное снижение ставки НДС в принципе будет иметь тот же эффект, что и введение налога с продаж, если допустить, что при введении налога с продаж не будет никаких побочных эффектов, связанных с адаптацией к новой системе. В принципе эти две меры скорее эквивалентны. Однако, с моей точки зрения, нельзя упускать из вида издержки переходного периода, которые, учитывая наш опыт, опыт налоговой системы, будут достаточно велики.



Сергей Сенинский: По расчетам Министерства финансов России, если в стране снизить базовую ставку НДС с нынешних 18% даже до 12%, то возникающую в бюджете недостачу уже невозможно будет компенсировать за счет увеличения других крупных налогов – прежде всего, на добычу полезных ископаемых. А ставку НДС на уровне 10% в Минфине даже не обсуждают...


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG