Ссылки для упрощенного доступа

Как оценивают роль Владимира Путина в истории России жители Европы


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Андрей Шарый.

Александр Гостев: Жители стран "большой семерки" противоречиво, но в целом, скорее, негативно оценивают роль Владимира Путина в новейшей истории России. Среди результатов большого общественного опроса, проведенного по заказу всемирной службы "Би-Би-Си", обращает на себя мнение, согласно которому Путин оказал негативное влияние на демократию и положение с правами человека в России. Об этом опросе и усилиях российских властей по улучшению имиджа России за рубежом с телекритиком Радио Свобода Анной Качкаевой беседовал мой коллега Андрей Шарый.

Андрей Шарый: Есть канал Russia today , есть большие финансовые средства, выделяемые Кремлем на улучшение имиджа России за рубежом. Почему не получается?

Анна Качкаева: Я бы так однозначно не делала выводы из этого опроса, они все-таки не всегда колерируются с тем, что есть в эфире, например, или в информационном поле. 47 процентов негативно оценивают политику Путина в области обеспечения мира и безопасности, но, тем не менее, большинство считают, что Владимир Путин улучшил отношения России с другими странами. Вопрос к социологам и к тем, кто проводил этот опрос, опрашивали 16 тысяч человек и спрашивали их из разных стран. Понятно, что Европа очень разная, я уж не говорю об Азии. Поэтому всегда к таким опросам с точки зрения их репрезентативности количественно они, конечно, показывают какую-то тенденцию, но про качественные и ощущенческие вещи надо бы, конечно, разговаривать.

Андрей Шарый: С другой стороны, это какой-то срез западного общества. В общем, определенное представление он дает. Россию по-прежнему боятся, несмотря на то, что очень много говорится о том, что надо сделать так, чтобы выражение лица российское было помягче для того мира. Или уже не помягче?

Анна Качкаева: Нет-нет, помягче, конечно. Потому что это ощущение, очевидно, есть, но, опять же, смотря для каких стран. Вы вспомнили про Russia today . Последние два месяца очень активно, мои американские коллеги мне об этом говорят, в Америке стали смотреть Russia today , потому что, объяснение тамошнего зрителя, появилась альтернативная точка зрения на события в мире. Она не агрессивная, она упакована в европейскую зрелищную форму, она исполняется привычными, в большинстве своем западными людьми. В общем, он уже за два года встал на ноги и у него есть достаточное количество профессиональных людей, которые это умеют делать на качественном уровне. У канала появился тот самый зритель, который может быть не с любовью, но с любопытством, по крайней мере, смотрит на то, что ему показывают.

Андрей Шарый: То есть это успешный проект?

Анна Качкаева: Как я понимаю, для части американского рынка... Опять же, это все сложно, кабель, там иначе это все развивается. Но для части людей, во всяком случае, про него заговорили, а это факт. Два года не говорили. В Европе, видимо, этого не случилось. Я допускаю, что это связано именно с тем, что Европа в этом смысле дефрагментирована, и в медиаинформационном смысле тоже ищут другого типа информации и очень близко воспринимают все то негативное, что связано с журналистским медийным сообществом в России, начиная от Политковской и кончая созданием крупных медийных корпораций, которые осенены решением Кремля или людей, близких к Кремлю. И вот эта критичность, она в Европе, по сравнению с Америкой, на мой взгляд, гораздо больше, чем через океан. На европейской площадке это лицо элегантным не делается. Произносятся жесткие речи, обосновывается жестко, так сказать, рука в отношении многих внешнеполитических факторов, чрезвычайно агрессивно, иронично многие лидеры ведут себя по отношению к западным журналистам. Надо сказать, что западные журналисты, тоже, в общем, им платят не самой большой любовью, довольно одномерно, на мой взгляд, часто освещают то, что происходит в России. Но факт остается фактом. Для Европы нужна какая-то иная риторика.

XS
SM
MD
LG