Ссылки для упрощенного доступа

Светлана Ганнушкина: "Государство российское не пострадает от того, что на его территории будет жить молодая, одаренная девушка"


Светлана Ганнушкина
Светлана Ганнушкина

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Андрей Шарый: Корреспондента российского журнала "Нью Таймс" Наталью Морарь вновь не пускают в Россию. Как сообщила Морарь в интервью Радио Свобода, сотрудники пограничной службы в аэропорту "Домодедово" заявили, что ей запрещен въезд в страну. О подробностях дела Натальи Морарь рассказывает корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Марьяна Торочешникова: Сообщение о задержании журналистки российского журнала "Нью Таймс" Натальи Морарь в московском аэропорту "Домодедово" пришло сегодня утром. Гражданка Молдавии Морарь прилетела в Москву вместе со своим мужем и коллегой Ильей Барабановым, их брак был зарегистрирован 23 февраля. Однако в аэропорту супругов остановили пограничники. Говорит Наталья Морарь.

Наталья Морарь: Они долгое время изучали мои документы в кабинете, я стояла за дверью. А потом вышли и сказали, что мне запрещен въезд в Российскую Федерацию, и я буду сейчас отправлена обратным рейсом в Кишинев. И все, и меня не пускают.

Марьяна Торочешникова: Проблемы с российскими властями у Натальи Морарь начались в декабре прошлого года, когда ее, сотрудницу российского журнала "Нью Таймс", работавшую в Москве на законных основаниях, отказались впускать в стране после командировки в Израиль. Говорит адвокат Натальи Морарь Юрий Костанов.

Юрий Костанов: Ей просто сказали, что "мы вас не пускаем, потому что вы представляете угрозу..." - а дальше расшифровки нет. Они просто сослались на пункт 1-й статьи 27-й закона о въезде и выезде. Что конкретно имеется в виду, ей так никто и не объявил. Она имела здесь место жительства и постоянную работу. У нее еще полгода длилось ее разрешение на проживание в России. И для того чтобы эти полгода сократить, чтобы досрочно аннулировать разрешение, надо было, чтобы было принято соответствующее решение, и она была уведомлена, ей предоставлена возможность судебного обжалования, и она имела право здесь жить, пока суд не примет решения такого. И вот воспользовавшись тем, что она кратковременного выехала в командировку, ее просто не пустили назад.

Марьяна Торочешникова: Адвокату Костанову, кстати, так и не позволили пообщаться со своей доверительницей. Его просто не допустили в нейтральную зону аэропорта "Домодедово". Теперь он намерен обжаловать действия пограничников. Ну, а пока Наталья Морарь и ее супруг Илья Барабанов остаются в аэропорту. Говорит Илья Барабанов.

Илья Барабанов: Мы заявили о том, что мы хотим получить: либо Наташу все-таки пустят в страну и здравый смысл возобладает, либо мы хотим, чтобы к нам приехал сюда кто-то из компетентных сотрудников службы экономической безопасности ФСБ России (эта служба занималась делом Наташи после ее декабрьской высылки) и объяснил, почему Наталья Морарь является угрозой обороноспособности и национальной безопасности государства.

Марьяна Торочешникова: С точки зрения действующего в России законодательства пограничники действуют абсолютно адекватно, поскольку у российских властей есть право без объяснения причин отказывать во въезде иностранным гражданам. Говорит председатель организации "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.

Светлана Ганнушкина: К сожалению, законодательство устроено так, и не только наше, что власти могут принять решение о том, что гражданин какой-то другой страны является нежелательным иностранцем для этой страны. И у них нет обязанности что-то объяснять этому человеку. Этот случай не один, таких достаточно. Собственно, вопрос здесь не законодательный. Вопрос здесь в том, есть ли действительно реальные основания или нет не пускать Наталью Морарь, представляет ли она опасность для нашего государства, для нашего общества, для нашего конституционного строя. Ответ на эти вопросы, конечно, отрицательный. Просто вот это еще одно проявление того, что наши власти не любят, когда кто-то не так, как им нравится, освещает те их поступки, которые они совершают.

Марьяна Торочешникова: Закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, действующий на территории Российской Федерации, он ведь предусматривает ситуацию, когда человек - не гражданин России становится супругом или супругой гражданина Российской Федерации, и теоретически у него тут же появляется возможность и для получения разрешения на въезд, и для получения вида на жительство, и для получения гражданства в упрощенном порядке. Вот сейчас, когда Наталью Морарь не пускают в Россию, это как-то нарушает положения этого закона о правовом положении иностранных граждан?

Светлана Ганнушкина: Нет. Все преимущества, что он не входит в квоту, и больше ничего. Но если на его въезд наложены ограничения по каким-то причинам, то просто вступление в брак ничего не определяет. Здесь вопрос в том, что есть частный интерес, семья должна оставаться вместе - это принцип единства семьи. С другой стороны, если человек нарушает порядок пребывания в стране, то его страна может за это выслать. И вот уже и Конституционный суд, и Верховный суд не раз отмечали, что суд, когда он рассматривает жалобу, должен найти правильное соотношение вот этого общественного интереса и частного интереса. Вот он должен взять на себя ответственность и понять, насколько важно отсутствие Натальи Морарь на территории России по сравнению с важностью неразделения семьи. Я думаю, что если к этому подходить здраво, непредвзято и без установок, то, безусловно, обнаружится, что государство российское не пострадает от того, что на его территории будет жить молодая, в общем, одаренная девушка.

Марьяна Торочешникова: Сказала председатель организации "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. А предварительные слушания по жалобе Натальи Морарь, которую российские чиновники объявили нежелательной иностранкой, назначены на 13 марта.

XS
SM
MD
LG