Ссылки для упрощенного доступа

Почему цены на сырье растут в то время, когда темпы экономического роста Запада замедляются


Ирина Лагунина: На этой неделе мировые цены и на нефть, и на пшеницу почти в один день превысили свои исторические максимумы. Почему они продолжают стремительно расти, несмотря на существенное замедление темпов роста как мировой экономики в целом, так и крупнейших её участников - Соединенных Штатов и Европейского союза? Об этом – американские и европейские эксперты в материале Сергея Сенинского...



Сергей Сенинский: ... На долю Соединенных Штатов и Европейского союза, вместе взятых, приходится более 40% общемирового потребления нефти. И в США, и в Европе темпы роста экономики резко замедлились – в 1,5-2 раза, но мировые цены на нефть это пока не останавливает. Даже на фоне всех прогнозов о том, что темпы роста спроса на нефть в мире в 2008 году явно замедлятся. А на все крупнейшие развивающиеся не-нефтяные страны – такие как Китай, Индия или Бразилия - даже вместе взятые, приходится чуть более 25% общемирового спроса на нефть....


Тем не менее, нефтяные цены на этой неделе впервые превысили 102 доллара за баррель. Исторически самой дорогой до сих пор, в пересчете на нынешние цены, который провели эксперты Международного энергетического агентства, считалась нефть в апреле 1980 года – через год после революции в Иране. Тогда один баррель нефти стоил, в пересчете, 101,7 доллара.


Однако уже к 1986 году цены на нефть снизились в 5 раз – до 20 долларов – и оставались примерно на этом уровне в течение 10-12 лет подряд. А в середине декабря 1998 года, через четыре месяца после дефолта в России, один баррель нефти стоил менее 11 долларов. В 2007 году нефть подорожала на 57%, а в целом за последние 9 лет – почти в 10 раз.


Наш первый собеседник – в Германии – директор Института мировой экономики в городе Килле Гернот Клеппер:



Гернот Клеппер: Я думаю, что сегодня никто из участников мирового рынка нефти не представляет, в какую сторону будут меняться цены на неё в ближайшее время. С одной стороны, мы видим замедление роста мировой экономики, что сокращает спрос. И, по логике, цены на нефть должны снижаться. С другой стороны - политические события: например, вторжение турецких войск в Северный Ирак или вооруженные конфликты в Африке, что потенциально может сократить предложение нефти на рынке и потому незамедлительно приводит к росту цен.


Плюс к этому – действия многих инвесторов, которые исходят из того, что цены на нефть будут только повышаться и дальше, что лишь подстегивает их нынешний рост. Я, честно говоря, сомневаюсь, что ситуация на рынке как-то прояснится уже в ближайшие месяцы. Поэтому мой прогноз - цена одного барреля нефти по-прежнему будет колебаться между 90 и 100 долларами. Но не будем забывать, что рост мировой экономики существенно замедлился, а в такой ситуации уже нельзя рассчитывать на то, что цены на нефть, как и в последние два года, будут только идти вверх.



Сергей Сенинский: Но пока – так и происходит. И складывается впечатление, что цены на нефть реагируют на любые новости, скажем, из Нигерии или Венесуэлы.


Однако старший аналитик по нефти и газу инвестиционной компании Oppenheimer в Нью-Йорке Фэйдел Гейт уверен: до 40% текущей цены на нефть приходится на спекулятивную её составляющую:



Фэйдел Гейт: Чистая спекуляция – вот что определяет сегодня цены. Почему? Судите сами. Всего полгода назад один баррель нефти стоил 60 долларов, а сегодня – больше 100-та. Но ведь за это время в балансе спроса и предложения на мировом рынке нефти ничего кардинально не изменилось! Более того, спрос даже немного сократился. Например, большинство американских нефтеперерабатывающих заводов сокращают объемы производства, так как сокращается спрос.


Не было резких перемен и в сфере геополитики. Скажем, нестабильность в Нигерии, как была, так и остается. Здесь ничего кардинально не изменилось, как и в Венесуэле или в других нефтедобывающих странах. Так что, нельзя говорить, будто некие события в этих странах как-то влияют на колебания цен на рынке нефти. Но раз так, есть какие-то другие причины, почему цены на нефть выросли почти вдвое. И эти причины, на мой взгляд, - расширение объемов спекулятивных операций!



Сергей Сенинский: Но подобные операции проводятся и на других финансовых рынках. Чем отличается от них нефтяной?



Фейдел Гейт: Есть такое понятие - margin requirements, то есть гарантийные требования. Это – минимальные суммы, которые необходимо внести сразу при покупке тех или иных финансовых инструментов. Например, если вы захотите купить одну акцию корпорации IBM (Ай-Би-Эм), которая стоит 100 долларов, вы должны сразу внести половину её стоимости, 50 долларов. Это и есть margin requirements.


А в нефтяном бизнесе при стоимости продукта 100 долларов с вас сразу потребуют только 6 долларов!.. А теперь представьте: если на товарном рынке применить те же правила, которые действуют на рынке акций, если за некий нефтяной фьючерс надо будет сразу платить тоже 50%, это резко сократит финансовые возможности спекулянтов.


Знаете, два месяца назад мне довелось выступить на специальных слушаниях в американском Сенате. И со мной согласились - и эксперты, и сенаторы. Но правительство или не может, или не хочет пока менять правила, чтобы сократить спекуляции на рынке нефти...



Сергей Сенинский: С тем, что в текущей цене нефти заложена спекулятивная составляющая, согласны все эксперты нефтяного рынка. Но в том, сколь она велика, их оценки сильно разнятся – от 10% до 40% и даже больше...


...Предыдущий рекорд превысили на этой неделе не только цены на нефть, но и на пшеницу, превысив максимум осени 2007 года. В понедельник на крупнейших зерновых биржах мира рост цен превысил 20% - это самое крупное подорожание пшеницы в течение дня за несколько последних десятилетий.


Стремительный рост цен на зерно в последние годы стал одним из главных причин общемирового роста цен на продукты питания.


По прогнозам Международного совета по зерну, в 2008 году общемировой спрос на пшеницу, как и на зерновые в целом, превысит объемы их производства. Пусть ненамного - примерно на 1,2% - и тем не менее. При этом накопленные в мире запасы зерновых составляют менее 15% от прогнозируемого на 2008 год общемирового спроса на них.


Цены на сельскохозяйственную продукцию в мире с середины 70-ых годов только снижались, однако в последние 2-3 года стремительно пошли вверх. И одной из главных причин обычно называют рост спроса в быстро растущих развивающихся странах – Китае и Индии, в первую очередь.


Если так, то замедления нынешнего роста цен на зерно, мясо и молоко во всем мире можно ожидать не ранее, чем когда в этих странах замедлятся темпы роста экономики? Из Германии - сотрудник исследовательского института IFO Манфред Шёпе, к которому обратился наш корреспондент в Мюнхене Александр Маннхайм:



Манфред Шёпе: В целом, да, это так. Спрос на сельскохозяйственную продукцию растет одновременно с ростом численности населения и его доходов, а также изменением продовольственных предпочтений. Все больше людей в мире могут теперь позволить себе более качественное питание - мясо, яйца, молочные продукты... К тому же во многих странах Азии в последние годы произошла своего рода переориентация: люди теперь все больше покупают те продукты, которые преобладают и в странах Запада. Все это только расширяет спрос на качественные продукты сельского хозяйства и в итоге отражается на их ценах.


Нельзя забывать, конечно, и о таком факторе как увеличение доли биотоплива, которое также производится из сельскохозяйственных растений.


И здесь возникает вопрос: а сможет ли предложение на мировом рынке сельскохозяйственных продуктов не отстать от постоянно растущего спроса на них? Располагаем ли мы соответствующими угодьями, чтобы собирать необходимые для этого урожаи? Так что текущие цены на продукты питания отражают тесную взаимосвязь между текущим спросом на них и предложением...



Сергей Сенинский: Из Соединенных Штатов – Чад Харт, сотрудник исследовательского Центра сельскохозяйственного развития в городе Эймсе, расположенном в одном из главных сельскохозяйственных штатов США – Айове.



Чад Харт: Экономика Китая, Индии и других стран Юго-Восточной Азии - на подъеме. Растут и доходы местного населения. Соответственно, повышается спрос и на продукты питания, в том числе - на мясные и молочные продукты более высокого качества и те, которые производятся на основе растительных масел. В результате мировые цены на исходное сырье для всех этих продуктов только растут.


Конечно, рост этого спроса может замедлиться, если снизятся темпы экономического роста этих стран. Раньше, например, многие эксперты считали, что замедление роста экономики в США распространится и на другие страны. Но вот передо мной последние прогнозы: они показывают, что замедление в США почти не отразится на странах Юго-Восточной Азии.



Сергей Сенинский: Тем не менее, едва главным рынком сбыта для многих компаний из стран Юго-Восточной Азии являются именно США...


Мировые цены на зерно выросли за последние 2-3 года в 2-3 раза, что привело к росту цен не только на многие мучные продукты, но и на мясо или молоко. Среди многих причин роста цен на зерновые все чаще называют расширение производства во многих странах мира биотоплива для автотранспорта, которое вырабатывается из сельскохозяйственного сырья - пшеницы, кукурузы, рапса или сахарного тростника.


Сторонники биотоплива, со своей стороны, напоминают, что доля исходного сырья в себестоимости многих продуктов питания – весьма незначительна, гораздо больше приходится на логистику, и потому даже значительное подорожание этого сырья не может считаться причиной роста цен на муку или мясо. Тем не менее, можно ли оценить вклад в рост мировых цен на зерно или мясо-молочные продукты именно производства биотоплива? Из Мюнхена – Манфред Шёпе, сотрудник исследовательского института IFO:



Манфред Шёпе: Непростой вопрос... Цены на сахар, например, в отличие от цен на зерно, остаются прежними, хотя как сахарная свекла, так и сахарный тростник все шире используются для производства биотоплива. Это объясняется избыточным производством сахара во всем мире и, в частности, в Южной Америке.


Причем его объемы настолько велики, что даже производство биотоплива из этих продуктов не отражается пока на цене самого сахара. В Европе, например, производство сахара сейчас сократили.


Вот и получается, что цены на зерновые за короткий срок подскочили на 50, а то и на 100 процентов, а цены на сахар - нет. Так что определить, в какой мере расширение производства битоплива приводит к росту мировых цен на продукты питания, очень непросто. Но такой эффект, бесспорно, существует...



Сергей Сенинский: Влияние индустрии биотоплива на цены сельскохозяйственных продуктов имеет и региональные отличия, добавляет Чад Харт, исследовательский Центр сельскохозяйственного развития, штате Айова, США:



Чад Харт: Спрос на биотопливо растет очень быстро. Но я бы не рискнул оценить, насколько велик вклад этого спроса в том рост цен на сельскохозяйственные продукты и продукты питания. И, конечно, влияние этого спроса на цены очень разнится по регионам мира.


Например, в Бразилии биотопливо делают в основном из сахарного тростника. Стало быть, это влияет на цену сахара и продуктов питания, в производстве которых он используется. А в США львиная доля всего биотоплива производится из кукурузы.


В странах Европейского союза биотопливо делают в основном из масличных растений – рапса или соевых бобов. То есть, в Европе расширение производства такого топлива может быть одной из причин повышения цен, скажем, на различные виды растительного масла...



Сергей Сенинский: Что касается общемирового спроса на нефть, то, например, Международное энергетическое агентство прогнозирует на 2008 год существенное замедление темпов его роста. Причем агентство уже дважды за последние три месяца меняло это прогноз в сторону понижения.


А вот замедления в ближайшие месяцы темпов роста спроса в мире на основные сельскохозяйственные продукты пока не прогнозирует никто. Скорее, наоборот...


XS
SM
MD
LG