Ссылки для упрощенного доступа

Лилия Шибанова: "Это как раз ситуация, когда наблюдение просто запрещено законом"


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.



Алексей Кузнецов: Вновь на линии прямого эфира моя коллега Ольга Вахоничева, она работает в пресс-центре ассоциации "Голос".


Ольга, какие у вас последние новости?



Ольга Вахоничева: Сейчас идет прямое включение в информационном центре с региональными корреспондентами, и они рассказывают о нарушениях, которые зафиксированы на избирательных участках. Я думаю, что более подробно сейчас расскажет об этом исполнительный директор ассоциации "Голос" Лилия Шибанова.



Лилия Шибанова: Сейчас на избирательных участках уже идет активное голосование. Дальний Восток, где работает "Голос", уже практически заканчивает голосование, Сибирь сейчас приближается ко второй половине дня. И за этот период времени очень много нарушений, которые мы видим на участках. Прежде всего это недопуск корреспондентов на участки. Активно сопротивляются допуску корреспондентов в Уфе, там практически на каждый пятый участок не допущены корреспонденты. С утра жестко стояла избирательная комиссия Астраханской области, по недопуску корреспондента мы обращались в прокуратуру. В Санкт-Петербурге у нас активно идет недопуск, особенно в Московском районе, там даже милиция включилась и забирала корреспондентом без всяких объяснений причин с участков и увозила в отделение. Вот такие нарушения.


Кроме того, мы видим, как обычно, что не сброшюрованы списки. Уже есть факты подвоза граждан автобусами. Многократное голосование больших групп граждан, до 60 человек. И все эти факты уже наблюдаются на участках.



Алексей Кузнецов: Лилия, скажите, пожалуйста, вы сотрудничаете с международными организациями, с международными наблюдателями? Что они говорят?



Лилия Шибанова: Нет, мы самостоятельно ведем наблюдение. Непосредственно среди нашей команды международников нет. Тем более что международных организаций, которые ведут наблюдение, в России очень мало, их количество, по-моему, не превышает 100 человек. Естественно, они нам не помощники.



Алексей Кузнецов: Скажите, а вы работали на прошлых выборах? На ваш взгляд, есть ли отличия и в какую сторону эти отличия?



Лилия Шибанова: Отличия есть, и я бы сказала, что такое давление на "Голос", оно более сильное, чем было в прошлую кампанию, это явное такое сопротивление именно по отношению к корреспондентам "Голоса". Это значительно усилилось по сравнению с прошлой кампанией. А так нарушения просто повторяются. Все, что мы видели на думской кампании, многократные голосования по открепительным удостоверениям, это все повторяется на этой кампании.



Алексей Кузнецов: В репортаже из Владивостока наш корреспондент рассказал о том, что на избирательном участке не было ни одного наблюдателя. И наш корреспондент спросила у работников избиркома, что это означает. И они сказали, что это означает полное доверие к действиям избирательной комиссии в Приморском крае. Вы согласны с такой оценкой ситуации?



Лилия Шибанова: Нет, конечно. Проблема в том, что на избирательные участки сейчас могут быть допущены только наблюдатели от кандидатов, запрещено быть наблюдателям от общественных организаций и даже от политических партий, которые не выдвинули кандидатов. Таким образом, сегодня может быть только четыре наблюдателя. У нас более курьезная ситуация, когда на одном участке четыре наблюдателя и все - от Медведева. Отсутствие наблюдения - это показатель именно того, что Центральная избирательная комиссия и наше законодательство сделали все, чтобы наблюдения на участках просто не было. Это никакое не доверие к выборам. Я думаю, что это как раз ситуация, когда наблюдение просто запрещено законом.



Алексей Кузнецов: Спасибо, Лилия.


Ольга, есть ли у вас еще какие-то сообщения о нарушениях?



Ольга Вахоничева: Я хочу сказать, что Воронежская область отличается, там достаточно много поступает жалоб, из Воронежа в частности. К примеру, на избирательном участке 1328 вместе с переносной урной для голосования на дому взяли 28 поступивших заявлений на голосование - и 35 бюллетеней, то есть на 7 больше. Еще есть информация из Свердловской области, Екатеринбурга: неоднократные случаи голосования по два человека в кабинке, голосование не в кабинке, а на подоконнике на избирательном участке. Председатель комиссии говорит, что это личные проблемы избирателей. Опять Воронеж. На участке 1019 отсутствует информация о кандидатах на президентских выборах.


XS
SM
MD
LG