Ссылки для упрощенного доступа

Наблюдатели: «ЦИК позволяет творить на участках все, что угодно»


Наблюдатели отмечают, что фальсификаторы от власти осваивают все более тонкие технологии
Наблюдатели отмечают, что фальсификаторы от власти осваивают все более тонкие технологии


Член ЦИК от КПРФ с правом совещательного голоса Андрей Клычков подал более 110 жалоб на нарушение процедур в ходе завершившихся выборов президента России. Исполнительный директор ассоциации «Голос» (она координирует самую разветвленную сеть наблюдателей) Лилия Шабанова отмечает массовый характер злоупотреблений со стороны работников избирательных комиссий, которые повторяют совершенные в декабре и даже идут дальше:


- Практически в большинстве регионов у нас корреспонденты работают, и будут работать всю ночь в территориальных комиссиях. Сейчас они заканчивают подсчет голосов в участковых комиссиях. По существу, серьезная проблема возникла только по Астраханской области, где не допустили ни одного корреспондента газеты «Гражданский голос» ни в территориальные комиссии, ни в участковые. Это прямое указание председателя региональных избирательных комиссий Покровского, который на совещании в субботу с территориальными комиссиями запретил пускать «Голос» на участки. Мы добивались через прокуратуру [отмены этого запрета]. Прокурор сослался на несуществующую строку в закон е о СМИ о том, что корреспондент должен представлять редакционное задание. А такой строки вообще нет в этом законе. И вот сославшись на несуществующую строку, прокурор подтвердил это неправовое решение избирательных комиссий. Мы обращались в Центральную избирательную комиссию, там только посмеялись над всем этим.


В Астрахани мы отмечали в думскую кампанию просто преступные действия в территориальных избирательных комиссиях, когда они выбрасывали членов терркомиссий от «Справедливой России»... просто выбрасывали их при сдаче протоколов, выносили их просто. И вот сейчас там нет наблюдения вообще.


- Какое у вас общее впечатление от выборов, насколько велики нарушения в целом?


- Повторяется абсолютно идентично думская кампания. Массовое голосование по открепительным удостоверениям под давлением, то, что мы отмечали и в думскую кампанию, один к одному. Добавилась еще новая технология. Вот в Калининграде прямым текстом избирательная комиссия приняла постановление о том, что можно голосовать без открепительного удостоверения, без прописки, а просто по заявлению, причем в день голосования. В Москве в ряде районов прямо в почтовые ящики разбросали номера телефонов, по которым надо позвонить – и тебя вставят в список избирателей без открепительного удостоверения, без прописки. Вот это уже новая технология, которая опять-таки массово используется.


- Мы подали в Московскую избирательную комиссию об этом нарушении заявление через Андрея Юрьевича Бузина, члена горизбиркома. И просто отписку получили. В ЦИК по этому поводу мы попросили коммунистов обратиться, и они обратились с заявлением – ноль реакции. Самое страшное то, что сейчас происходит, комиссия, которая организует выборы, слепоглухонемая. Она вообще не видит нарушений, она не реагирует на нарушения, она вообще ведет себя так, что можно делать все, что угодно, на участках.


- Работаете ли вы в регионах, где вдруг за власть голосуют по 99% избирателей, то есть республиках Северного Кавказа?


- В Чечне, конечно, никакой возможности работать нет. Мы попытались один раз провести там обучение наблюдателей, и это все под конвоем, и все в сопровождении охраны. Я видела глаза этих наблюдателей, и я понимала, что они ничего не могут сделать на участках, они просто запуганы. В этой ситуации это уже не голосование, это уже рисовка протоколов, больше ничего. Данные этих регионов можно просто аннулировать.


- Можно ли по вашим методикам определить, насколько массовой была фальсификация?


- Можно, конечно, проанализировать данные протоколов. К счастью, Центризбирком все-таки вывешивает еще протоколы участковых избирательных комиссий. Это несовпадение протоколов – то, чем, собственно, мы и занимаемся. Это переписанные протоколы в территориальных комиссиях, когда можно сопоставить данные. По думской кампании мы кооперируемся с рядом политических партий и пытаемся проверить это. Такой результат будет у нас только к апрелю, не раньше. По Карелии, например, мы уже озвучили. Там каждый девятый протокол переписан из тех протоколов, которые мы получили от «Голоса».


- Что касается прямых фальсификаций и вбросов, они тоже отмечались, но это все-таки ловится очень сложно. Фальсификации, которые делаются на участках, очень тонкие. Когда идут манипуляции со списками избирателей, наблюдатели ничего не видят. То, что включили людей не по прописке и даже они голосуют не по открепительным удостоверениям… Наш наблюдатель на участке видит человека, который подходит с паспортом, он уже в списке, он спокойно голосует, хотя этот человек может быть в списке десятка еще дополнительных участков.


XS
SM
MD
LG