Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Истории Запада и Востока. Аудиопиратство в Испании


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Виктор Черецкий



Олег Винокуров : В последние годы в странах Евросоюза ведется особо беспощадная борьба с производителями и продавцами нелегальной аудио и видеопродукции. Однако в разных странах она проходит по-разному и вызывает различную критику. В Испании, например, где аудио-пиратство особо развито, многие музыканты считают, что формальные нарушители их прав на деле приносят им больше пользы, чем вреда, а настоящими же врагами и грабителями музыкантов стали легальные фирмы звукозаписи. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Мадриде Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий : Сцена, довольно привычная в центральных кварталах Мадрида - иммигранты-африканцы расстилают на тротуаре одеяло, по-испански «манта», и раскладывают на нем на продажу диски с песнями популярных исполнителей, причем, как правило, самые последние записи. Цена - два с половиной евро за диск или четыре за два - привлекает покупателей, особенно молодежь. Ведь в магазине такие же диски стоят от 18 до 25 евро. Форма незаконной «торговли с одеяла» получила в народе название «топ-манта». Она превратилась в последние годы в основной источник пополнения домашних музыкальных коллекций испанцев. Говорит Франсиско Лара, представитель испанского агентства, защищающего авторские права на аудио-продукцию:



Франсиско Лара : Известно, что только в прошлом году на испанском рынке были проданы не менее 30 миллионов пиратских дисков. Это произошло, несмотря на постоянную борьбу с незаконным тиражированием и продажей аудио-продукции, которую ведут органы правопорядка.



Виктор Черецкий : Действительно, «топ-манта» в Испании преследуется. Постояв минут 15 на одном месте, торговцы свертывают продажу и бегом отправляются в какое-либо иное место. Обычно это происходит после того, как их подручные сообщают о приближении полицейских. Убежать удается не всегда. Стражи порядка отлавливают правонарушителей и всякий раз рапортуют через СМИ, что чуть ли не спасли творцов музыкальных шедевров, которых пытаются безжалостно обворовать темнокожие «топ-мантщики». Особо радуется полиция, когда в ее руки попадаются изготовители пиратской продукции, в основном, иммигранты-китайцы. Беда лишь в том, что сами «творцы» ничего не имеют против такой формы популяризации своих произведений. Рассказывает известный испанский адвокат Давид Браво, защищающий права музыкантов:



Давид Браво : Затрагивает ли аудиопиратство интересы музыкантов? Различного рода опросы и исследования показали, что, действительно, затрагивает. Но эффект для исполнителей не отрицательный, а сугубо положительный - с развитием пиратства они больше стали зарабатывать и не стесняются говорить об этом вслух. Ведь музыканты получают основные доходы не от проданных дисков, а от концертов. А пиратская продукция служит им прекрасной рекламой - ведь лицензионная практически недоступна населению. Статистически подтверждается, что, чем больше продается пиратских дисков, тем больше людей ходит на концерты, и тем больше зарабатывают наши исполнители.



Виктор Черецкий : Ради кого тогда стараются испанская полиция и суды, которые наказывают аудиопиратов штрафами, а иногда и тюрьмой? Торговцы «незаконной» музыкой - прямые конкуренты фирм звукозаписи, то есть предприятий, которые фактически служат посредниками между исполнителем и его публикой, и зарабатывают на этом посредничестве. Важно отметить, что от легальной продажи каждого диска в Испании исполнителю причитается от силы 5 процентов прибыли - основные барыши делят между собой производители дисков и продавцы.


Адвокат Давид Браво считает, что если говорить о тех, кто наносит вред музыкантам и их аудитории, то, в первую очередь, следует называть не пиратов, а испанские фирмы звукозаписи, которые удерживает в интересах собственных доходов высокие цены на диски.



Давид Браво : Звукозаписывающие фирмы беспощадно эксплуатируют исполнителей. Мои клиенты-музыканты часто просят меня вмешаться, поскольку эти фирмы навязывают им грабительские контракты, пользуясь тем, что любому исполнителю все же хочется иметь свои диски. Фирмы, кроме всего прочего, обговаривают в контракте, что исполнитель не имеет права публично критиковать их за высокие цены и должен поддерживать борьбу против аудиопиратства.



Виктор Черецкий : Общественная полемика в Испании по поводу будущего коммерческой звукозаписи продолжается. Многие надеются, что точку в этой дискуссии поставит сама жизнь, вернее, развитие технологий и их скорейшая доступность большинству населения. По словам экспертов, скоро музыканты смогут рекламировать свои произведения напрямую, через интернет, без посредников - будь то официальные производители дисков или же аудиопираты.



XS
SM
MD
LG