Ссылки для упрощенного доступа

Каковы шансы кандидатов на пост президента США


Хиллари Клинтон. Март 2008
Хиллари Клинтон. Март 2008

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие профессор Гудзоновского института Андрей Пионтковский.

Андрей Шарый : Сейчас в прямом эфире программы "Время Свободы" по телефону из Вашингтона - известный московский политический эксперт, приглашенный профессор Гудзоновского института Андрей Пионтковский.

Андрей Андреевич, добрый вечер!

Андрей Пионтковский : Добрый вечер!

Андрей Шарый : Давайте начнем с ситуации в Республиканской партии. Там уже ясно, что победителем внутрипартийных выборов стал Маккейн. В чем его сила? Почему он победил?

Андрей Пионтковский : Маккейн показал американцам, что он человек, готовый отстаивать свои убеждения даже тогда, когда они не популярны, когда они могут принести ему, скорее, политический ущерб, чем успех. Например, летом прошлого года ситуация в Ираке очень многих казалась катастрофической, но не только среди оппонентов Буша, но и в Республиканской партии. По существу, Маккейн был единственным политическим деятелем, который поддерживал идею увеличения американских войск и новой тактики, которая, в конце концов, принесла успех. Сейчас ситуация радикально изменилась. Это, кстати, будет очень важным фактором в избирательной кампании. Тогда казалось, что, все, Маккейн уничтожил себя. У него ушло половина штаба, он отставал во всех опросах. Считалось, что он практически ушел с дистанции. Можно привести примеры по многим другим опросам, где он, будучи республиканцем, выступал против республиканского истеблишмента и в вопросах об эмиграции, в вопросах глобального потепления и так далее. Он бесспорно человек своих убеждений, готовый их отстаивать.

Андрей Шарый : Скажите, пожалуйста, по вашему мнению, он победил сильных соперников, или у него внутри партии не оказалось сильного противокандидата?

Андрей Пионтковский : Вы знаете, ему в чем-то повезло. Например, бесспорным фаворитом считался Джулиани. По всем опросам до самого последнего времени, до января. На него работал, конечно, героический образ мэра 11 сентября. Он совершил совершенно непростительную ошибку, которая будет во всех будущих учебниках американских избирательных технологиях анализироваться, он не участвовал в большинстве праймериз так называемого Супервторника 4 февраля. А шла большая кампания. Все кандидаты мелькали на телевидении. И вот сыграла роль старой русской пословицы - с глаз долой из сердца вон. Он совершенно неожиданно в этом первом Супервторнике пролетел, и сошел с дистанции.

Андрей Шарый : Давайте несколько минут посвятим ситуации в Демократической партии. Почему, на ваш взгляд, Хиллари Клинтон удалось победить именно в тех штатах, где вчера проводились праймериз - в Техасе и Огайо, в таких важных, поскольку там много выборщиков?

Андрей Пионтковский : Да, это ее штаты. Я сейчас объясню - почему. В общем-то, примерно те же результаты прогнозировались. Результаты отличаются в 1-2 процента в сторону Клинтона от прогнозов. И в Техасе этот 1-2 процента оказался решающим. Очень четко сейчас сложилась структура предпочтений среди демократических избирателей. За Обаму голосуют с большим энтузиазмом университетская молодежь, чернокожие американцы, сторонники Демократической партии, и образованные и обеспеченные люди. За Хиллари - то, что здесь называется "синими воротничками", американский пролетариат, латинос и, естественно, в большем количестве женщины, не подавляющем, но 60-65 процентов женщин ей всегда верны. Так вот, Огайо это как раз тот пролетарский штат, который очень страдал от потери рабочих мест в результате соглашения о свободной торговле между Канадой, Мексикой и Соединенными Штатами, НАФТА. И оба - и Хиллари, и Обама - занимались безудержной демагогией в Огайо, говоря, что, став президентом, они пересмотрят соглашение НАФТА. А в Техасе громадное количество латинос. И вот уже опросы exit polls на выходе показали, что именно голоса латинос и стали решающим преимуществом для Клинтон.

Андрей Шарый : То есть там, насколько я понимаю, ничего сверхъестественного не произошло. Речь не идет о какой-то хитрости, невероятной тактике новой Хиллари Клинтон. Она просто взяла, что называется, свои взятки, как сказали бы на языке преферанса.

Андрей Пионтковский : Да. Но, кстати, об одном моменте я бы все-таки сказал. Во-первых, Обама формально ничего не потерял. Все это ожидалось. Но Клинтон выиграла максимум 10 голосов. Он по-прежнему лидирует. Но произошло два, мне кажется, неприятных для него момента. Первое - это все-таки психологический удар по такой нараставшей мистике обаяния Обамы. Второе - к нему начал прилипать компромат. Вот Клинтон (я говорю Клинтон, потому что это не только Хиллари, но еще больше и Билл) уже месяца полтора пытались вбрасывать всякую негативную информацию об Обаме, фотографию его в национальной одежде в Кении, спекуляциями его на втором имени Барак и так далее. Все это оборачивалось против них. Но вот здесь как раз в Огайо, я говорил уже об этом, они оба занимались демагогией, но Обаме не повезло. Один из его советников встретился с канадским дипломатом и сказал - да, не обращайте на это внимания, не волнуйтесь, это внутренние политические соображения, конечно, мы не будем пересматривать НАФТА. И каким-то образом это вырвалось на телевидение. Клинтон это максимально использовала. Обама сначала отрицал сам факт этой встречи и так далее. Потом в Чикаго в это же время как-то неудачно открылся процесс над одним мошенником, работавшем с недвижимостью. Оказалось, что у Обама близкий с ним бизнес, деловые связи. Обама тут же отказался от денег, которые внес в фонд избирательной кампании. Но тем не менее... Демократы очень опасаются, что, правильно говорили предыдущие комментаторы, что теперь борьба будет идти до самого съезда. Тут она будет идти самыми жесткими методами, что, по-моему, скажется негативно на любом кандидате.

Андрей Шарый : Спасибо.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG