Ссылки для упрощенного доступа

Испанский полковник КГБ по имени Африка


Ирина Лагунина: В разные годы советские спецслужбы привлекали в свои ряды немало коммунистов-иностранцев. Многие из них, особенно пришедшие в «органы» еще до Второй мировой войны, соглашались работать на СССР не за деньги, а по идеологическим соображением – во имя победы мировой революции. Среди них - испанка Африка да Лас-Эрас, дослужившаяся до звания полковника КГБ. В Испании только что вышла в свет ее биография. Рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: Африка де Лас-Эрас проработала в советских спецслужбах 45 лет. Отец ее воевал в северной Африке, а посему и дочери дал такое необычное имя. Завербовали ее еще в 1937 году во время гражданской войны в Испании. Сначала Африку внедрили в секретариат к Троцкому в рамках подготовки убийства этого деятеля, которое впоследствии было осуществлено в Мексике по заданию Кремля испанцем Рамоном Меркадером. В годы Отечественной войны Африке довелось сражаться в знаменитом партизанском отряде Дмитрия Медведева под Ровно, а после войны – два десятилетия находиться на нелегальной работе в Южной Америке. Умерла Африка де Лас-Эрас в Москве в марте 1988 года в возрасте 79 лет. Так что книга, которую написал испанский журналист и писатель Хавьер Хуарес, приурочена к 20-летию со дня ее смерти. Как возникла у автора идея написать книгу о женщине-полковнике КГБ?



Хавьер Хуарес: Я узнал об Африке совершенно случайно, изучая историю Рамона Меркадера. Со временем мне попались и другие материалы об этой женщине, которые побудили меня написать ее биографию. С самого начала история Африки мне показалась очень интересной. В Испании о ней до сих пор почти ничего не известно. Ведь вся ее жизнь была окутана тайной, учитывая деятельность, которой она занималась. Кроме того, Африка уехала отсюда еще в 1939 году и большую часть своей жизни провела вне Испании.



Виктор Черецкий: Над биографией Африки де Лас-Эрас испанский писатель работал три года. Приходилось непросто, учитывая все те же тайны, которыми была окутана ее жизнь. Но, тем не менее, труд завершен. Какими все же источниками пользовался Хавьер Хуарес:



Хавьер Хуарес: Некоторые стороны жизнь Африки до сих пор представляют тайну, которую мне так и не удалось раскрыть. В испанских архивах о ней сохранилось мало сведений. Я обычно предпочитаю использовать при работе над книгами исключительно оригинальные документы. Но на этот раз обнаружить удалось немного. Я работал в архиве испанской компартии, в архиве социалистической партии имени Пабло Иглесиаса, в архиве гражданской войны в городе Саламанка, в архиве Барселоны, в военно-историческом архиве города Авила – всего в семи архивах. Что я там обнаружил? Везде - понемногу. В архиве Компартии, например, о ней практически ничего нет, хотя она была коммунисткой. Ведь партийный архив практически полностью был уничтожен в конце 30-ых годов с тем, чтобы документы не попались в руки сторонников мятежного генерала Франко.



Виктор Черецкий: Итак, материалы об Африке Лас-Эрас испанскому исследователю пришлось собирать буквально по крохам. И не только в архивах. К примеру, многое узнал он о ней в ее родном городе Сеута – испанском анклаве в Северной Африке:



Хавьер Хуарес: Африка происходила из довольно известной семьи. Ее отец был военным, а ее дядя дослужился до звания генерала. Ее другой дядя был судьей, а затем мэром Сеуты. То есть речь шла о вполне состоятельной семье, относящейся к верхушке местного общества. К тому же общества весьма закрытого и консервативного, учитывая, что в Сеуте жили в основном военные. Так что увлечение Африки идеями коммунизма уже само по себе труднообъяснимо.



Виктор Черецкий: Чтобы разобраться в истории с приобщением своей героине к революционным идеям, Хавьеру Хуаресу пришлось познакомиться с кругом ее друзей и знакомых, с которыми она сошлась, уехав из Сеуты в начале тридцатых годов в Барселону.



Хавьер Хуарес: В архиве имени Пабло Иглесиаса мне удалось найти много материалов о близком друге Африки периода Гражданской войны в Испании – Луисе Пересе Гарсия, который был известным профсоюзным руководителем и активистом компартии в Каталонии. Много сведений о биографии и личности Африки я получил от лиц, которые знали ее лично. Мне удалось побеседовать примерно с 20 ее знакомыми. Помогли в работе и книги, повествующие об атмосфере, в которой довелось жить Африке, и которая могла повлиять на формирование ее характера и взглядов.



Виктор Черецкий: Разумеется, исследователь биографии испанки-полковника КГБ пытался связаться с российскими архивами, чтобы получить из них какую-нибудь информацию о своей героине. Однако тут его ждало полное разочарование.



Хавьер Хуарес: Я пытался неоднократно связаться с российскими архивами, но мне даже ни разу не ответили. Помогли лишь некоторые испанские журналисты, которые работают в России. Так что в предисловии к книге мне пришлось указать, что в этой работе не отражены подробности жизни Африки Лас-Эрас в Советском Союзе из-за того, что у меня не было доступа к российским архивам.



Виктор Черецкий: В отличие от Испании, в России об Африке де Лас-Эрас стали писать с конца восьмидесятых годов. Правда, без особых подробностей. Авторы публикаций обычно концентрировали внимание на человеческих достоинствах разведчицы. Много написано и о причинах, побудивших ее пойти в советские спецслужбы. При этом выделяется идеологический фактор как основной стимул ее поведения.


Кстати, что думает по этому вопросу испанский исследователь? Оказывается, он здесь не расходится со своими российскими коллегами–исследователями жизни Африки де Лас-Эрас:



Хавьер Хуарес: Я думаю, что Африка, как и многие другие иностранцы, работали на СССР по идеологическим причинам - во имя идеалов социализма и коммунизма. Работа на Советы объяснялась тем, что эта страна в то время, в 30-ые годы, для многих иностранцев являлась олицетворением этих идеалов. Чтобы понять это, нельзя исходить из наших сегодняшних знаний о Советском Союзе – следует перенестись в историческую реальность второй половины 30-ых годов. Сталин тогда не представлялся тем, кем он был на самом деле, поскольку его разоблачение последовало спустя много лет. Так что в то время, Советский Союз и его режим были для многих людей левых убеждений олицетворением идеалов справедливости, равенства, решения вековых антагонизмов, которые, к примеру, существовали в Испании. Они искренне считали, что, работая на СССР, вносят вклад в победу светлых идеалов во всем мире. Африка принадлежала к этим людям.



Виктор Черецкий: Хавьер Хуарес говорит, что российским чекистам, которыми была наводнена Испания в годы гражданской войны, вспыхнувшей здесь в июле 1936 года, даже не пришлось особо вербовать Африку. Она восприняла предложение работать на Москву с большим энтузиазмом.



Хавьер Хуарес: Когда она начала работать на Россию в годы гражданской войны в Испании, она уже была убежденной сторонницей коммунистической идеологии. Занималась организацией вооруженных отрядов компартии. Африка, кстати, обладала большими организационными способностями. Думается, для нее начало работы в советских спецслужбах было всего-навсего продолжением дела, которым она уже давно занималась – борьбой за осуществление коммунистических идеалов.



Виктор Черецкий: В деятельности Африки де Лас-Эрас было несколько важнейших этапов: гражданская война в Испании, Отечественная война в России, работа на советскую разведку в Латинской Америке. Больше всего известен российским исследователям ее жизни этап, связанный с пребыванием в отряде «Победители» Дмитрия Медведева. В начале войны Африка, которая уже пару лет жила в Советском Союзе, приняв советское гражданство, заявила о своем желании немедленно отправиться на фронт. В этом желании она была не одинока. Сотни испанских республиканцев, приехавших в СССР после поражения в своей гражданской войне, также требовали принять их в ряды вооруженных сил. Сталин вначале категорически отказывался, заявляя, что «испанские товарищи нужны для грядущих боев в Испании». Тем не менее, с легкой руки Хрущева и по протекции бывших советских военспецов в Испании, лично знавших многих из них, испанцы все же добились своего. При этом практически все они попали в спецподразделения НКВД. Африка сначала обучалась на курсах радистов, а затем прошла подготовку в отряде «Победители» Медведева. Хавьер Хуарес:



Хавьер Хуарес: Но, конечно, самый любопытный и самый трудный для изучения период в биографии Африки – это ее служба в советской разведке. Она стала профессионально работать на эту спецслужбу, начиная с 1946 года. Из Москвы она отправилась в Париж, а оттуда в Уругвай, где прожила более 20 лет. Мне удалось воспроизвести ее жизнь в Монтевидео – круг ее легальных занятий, ее друзей и знакомых. Но вот то, чем она занималась как сотрудница советской разведки, я естественно, узнать не смог. Мне пришлось опубликовать лишь отрывочные данные, полученные из воспоминаний, к примеру, генерала Павла Судоплатова и других российских авторов.



Виктор Черецкий: Из других авторов испанский журналист приводит воспоминания ветерана КГБ полковника Сергея Горленко, опубликованные в России. Они приоткрывают завесу над деятельностью Африки в Латинской Америке.


Латинская Америка после Второй мировой войны становилась одним из важнейших разведывательных объектов для Советского Союза, - отмечает Горленко. Наступала эра “холодной войны”. Вставал вопрос о разделе сфер влияния между бывшими партнерами по антигитлеровской коалиции, а в перспективе - даже о размещении своих вооруженных сил под боком у бывшего напарника – Соединенных Штатов. В сферу советских интересов входили Куба, Чили, Мексика, Аргентина.


В те времена работать было трудно, вспоминает полковник Горленко. Африка приехала на континент, связь с которым у СССР на уровне разведывательной деятельности была практически утеряна. Разведчица кочевала по разным странам: восстанавливала законсервированные связи, искала новые. Фактически заново создавала агентурную сеть.


Между тем, Хавьеру Хуаресу удалось, к примеру, описать подробности личной жизни Африки, которые в России пока не опубликованы:



Хавьер Хуарес: Она познакомилась в 1947 году в Париже с уругвайским писателем. Судя по всему, это было сделано по заданию ее руководства. Писатель влюбился в Африку, и они поженились. Его звали Фелисберто Эрнандес. Это весьма известный литератор. Его произведения переведены на многие языки мира, в том числе на русский. Поженившись, супруги отправились жить в Уругвай. Лучшего прикрытия для тайной деятельности и представить трудно! Африка открыла торговлю антиквариатом и занялась организацией агентурной сети в Уругвае. Она же впервые установила радиосвязь из Уругвая с Москвой. Любопытно, что супруг-писатель не догадывался о деятельности Африки. Надо сказать, что Фелисберто Эрнандес в молодости отдал дань идеям коммунизма, но в зрелом возрасте, когда познакомился с Африкой, был последовательным антикоммунистом, о чем постоянно писал в своих произведениях. Удивляет, как они могли жить вместе.



Виктор Черецкий: Чтобы ответить на последний вопрос, Хавьер Хуарес попытался изучить характер Африки де Лас-Эрас. В этом ему и помогли некоторые испанцы, которые знали ее по гражданской войне в Испании и Отечественной войне. Всем этим людям уже не меньше 90 лет. Речь идет, к примеру, о бывшем лидере испанской компании Сантьяго Каррильо и бывшем добровольце-партизане Отечественной войны Хосе Гросе. Хавьер Хуарес:



Хавьер Хуарес: Мне удалось разыскать людей, которые ее неплохо знали. В первую очередь, все они в один голос говорят, что Африка была женщиной незаурядной красоты, весьма привлекательной. Она была человеком очень активным и увлеченным. Кроме того, свои чувства и свою личную жизнь она полностью подчинила своей работе. Помимо всего прочего, она была очень дисциплинированной и очень смелой, что продемонстрировала в годы своего пребывания в партизанском отряде в лесах под Ровно. В некоторых письменных воспоминаниях об Африке говорится также, что у нее был непростой характер и что она была весьма требовательна в общении с людьми.



Виктор Черецкий: Вместе с тем, в некоторых других воспоминаниях Африка де Лас-Эрас предстает совсем иным человеком, особенно когда речь идет о воспоминаниях людей, знавших ее вне выполнения служебных обязанностей. Хавьер Хуарес:



Хавьер Хуарес: Я полагаю, что характер Африки был довольно противоречивым. С одной стороны, она была жесткой и расчетливой, всецело преданной своей работе. С другой стороны, в кругу близких друзей она становилась более приветливой, скажем, более «домашней». В молодости у Африки была дочь, которая умерла в первый год гражданской войны в Испании. Похоже, что этот факт отразился на всей ее жизни. После этого Африка всецело отдалась работе, службе Советскому Союзу. Говорят, что у нее практически не было личной жизни. Она несколько раз выходила замуж, но это были браки не по любви, а связанные с работой. Думается, что некий «сентиментальный вакуум» отразился и на характере этой женщины. Но все это лишь гипотеза, потому что до конца жизни Африка оставалась загадкой даже для людей, близко ее знавших.



Виктор Черецкий: Новая книга Хавьера Хуареса уже поступила в продажу в испанские магазины. В завершении беседы автор заявил, что хотел бы, чтобы его работа была переведена на русский язык и опубликована в России.
XS
SM
MD
LG