Ссылки для упрощенного доступа

Ватикан предпринял сразу несколько неожиданных шагов в отношении других конфессий


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие римский журналист, специалист по Католической церкви Алексей Букалов.



Кирилл Кобрин : Ватикан предпринял сразу несколько неожиданных шагов в отношении других конфессий. Прежде всего, в прессе появились сообщения о том, что высокопоставленные иерархи католической церкви провели консультации с мусульманскими лидерами о возможности созыва некоего совместного форума, который некоторые эксперты уже назвали «историческим». Затем - еще одно неожиданное сообщение - о возможной «реабилитации» Ватиканом Мартина Лютера, отца Реформации. Я побеседовал об этих событиях с римским журналистом, специалистом по католической церкви Алексеем Букаловым.



Кирилл Кобрин: Алексей, какой характер носили эти консультации? На каком они проходили уровне? Что можно сказать о предстоящем событии? Потому что разные журналисты по-разному оценивают этот будущий форум (так они его называют), говорят, что это может быть историческое, невиданное в истории событие.



Алексей Букалов: Прежде всего, чтобы точнее ответить на ваш вопрос, я скажу вам, что консультации эти носили предварительный характер, как объясняют в службе печати Святого престола. Они были на рабочем уровне, то есть вел их со стороны Ватикана кардинал Жан-Луи Торан. Это председатель Совета по межрелигиозным контактам, довольно активный член римской курии, бывший глава ватиканской дипломатии, который, кстати говоря, в конце февраля побывал в Каире, где встречался с руководством знаменитого Каирского университета Аль-Азхар, который считается наиболее авторитетным в суннитском мире. Он вел переговоры с делегацией, состоявшей из пяти человек, среди них авторы известного послания 135 исламских теологов, направленных папе римскому в прошлом году. В этом послании говорилось о необходимости искать пути диалога, искать точки соприкосновения. В принципе, вся эта история тянется со знаменитой регинсбургской речи Бенедикта XVI , когда разразился скандал, когда он неудачно процитировал Палеолога византийского императора (неудачно с точки зрения мусульман, конечно), его характеристику об агрессивной сущности Корана. После того, все помнят наши радиослушатели, действительно, скандал разразился нешуточный. Папа попал в черные списки, и долго потом отмаливал свою репутацию. В частности, во время официального визита в Турцию, он сделал несколько жестов в адрес ислама. Молился в знаменитой Голубой мечети в Стамбуле, и прочие такие демонстративные предпринял. Но, тем не менее, осадок остался, и сейчас пытается навести мосты для того, чтобы подготовить какую-то кардинальную встречу.


Что касается организации форума диалога. Некоторые говорят, что это что-то вроде "горячей линии", которая создана для того, чтобы предотвратить различного рода недопонимание неправильной трактовки, напряженности. Пока совершенно неясен механизм его действий. Но уже, когда говорят о каком-то диалоге, уже это воспринимается со знаком плюс. Тем более что это входит в нынешнюю стратегию Святого престола, который декларативно, по крайней мере, на словах пытается навести мосты во все стороны.


На следующий день после приезда сюда делегации исламских теологов, в которую, кстати говоря, входил и итальянец Поланчини. Это один из лидеров итальянской исламской общины здесь на Апеннинах. Бенедикт XVI встретился, совместно молился. Такую экуменическую молитву они сотворили с православным патриархом Константином Варфоломеем I . Наконец, сейчас во всю обсуждаются проекты, планы некоторой посмертной реабилитации (такой советский термин) самого Мартина Лютера, которую задумал


Бенедикт XVI . Он хочет показать, что Мартин Лютер (во всяком случае, такие разговоры идут в ватиканских кругах) хотел только очистить Римско-католическую церковь от скверны. Вот снять с него это проклятие.


То есть заброшены такие мосты в разные стороны - и в сторону протестантов, как мы только что видели, и в сторону православных, и в сторону ислама. Ни о каком, конечно, революционном таком повороте речи, конечно, не идет, тем более что ислам не един. Эти люди не представляют, действительно, такого монолитного ислама, которого не существует. Но пока что достигнута одна конкретная договоренность, а именно о том, что делегация в этом составе или в расширенном составе вернется в Рим в ноябре. И тогда будет встреча с папой римским. Сейчас Бенедикт XVI не принял этих... Я не знаю, планировалось ли это вначале, но, во всяком случае, ожидалось, что какая-то протокольная аудиенция будет дана. Нет, она не состоялась. Отложили на потом.



Кирилл Кобрин: Можно ли тогда говорить о некоей попытке мобилизации сил различных конфессий в борьбе или в противостоянии с современным секулярным западным миром? Все-таки консервативные круги и Католической церкви, и Протестантской, да, в общем, конечно, и мусульманских церквей обсуждают активно эту идею.



Алексей Букалов: Я, честно говоря, не уверен, что какие-то общие фронты вообще возможны. Здесь каждый дует в свою дуду, у каждого свои серьезные проблемы, которые он решает. Конечно, эта проблема существует. Она беспокоит все религии. Отход от веры, насилие материального мира, секуляризма присутствует. Но говорить о каких-то таких совместных действиях пока еще рано.



Кирилл Кобрин: Последние столкновения на, скажем так, религиозной почве, хотя другая сторона была не религиозной явно, это скандал из-за датских карикатур, сейчас голландский фильм, который должен вот-вот выйти, где Коран назван книгой столь же вредоносной, как и "Майн Кампф" Гитлера. В данном случае, Католическая церковь играет как бы роль третьей стороны получается.



Алексей Букалов: Скажем так, Римско-католическая церковь не хочет здесь брать на себя роль лидера, роль авангарда крестового похода, не хочет. Она опирается на исторический опыт. Вы знаете, что сейчас, кстати, скажем так, на Святой земле единственный, кто представляет интересы католичества, это Орден францисканцев. А почему Орден францисканцев, а не какой-либо другой орден? А потому что это единственный орден, который не принимал участие в крестовых походах. Я думаю, что Ватикан хочет сохранить эту позицию францисканцев немножко над схваткой, и выгодно ее для себя использовать.



XS
SM
MD
LG